Статьи :: ПБП ::

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРИИ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ ФАКТОРОВ РИСКА АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

к. т. н. В. Д. Шаров, ООО «Волга-Днепр-Москва», д. т. н., професс. А. Г. Гузий, ООО «Волга-Днепр-Москва», ВВИА им. Н. Е. Жуковского, к. т. н. С. М. Гладкин, ВВИА им. Н. Е. Жуковского, журнал «Проблемы безопасности полетов»


    В статье рассматривается возможность оценивания рисков авиационных происшествий. Для этого предлагается использовать логико-вероятностную теорию безопасности как наиболее подходящую при прогнозировании трудноформализуемых процессов или явлений. Для оценки искомых вероятностей вводится методика, основанная на сочетании методов планирования эксперимента и теории нечетких множеств.

   

    Согласно концепции активного предотвращения авиационных происшествий (АП) [1], безопасность предстоящих полетов достигается путем заблаговременного снижения уровня риска АП до уровня, определяемого как допустимый (концепция приемлемого уровня безопасности полетов [2]). Достижение уровня риска, соответствующего допустимому, - интерактивный процесс идентификации и количественного оценивания степени влияния как отдельных потенциальных факторов риска АП по компонентам системы «Экипаж-Воздушное судно-Среда» («Э-ВС-Ср») и их совокупности, так и факторов предотвращения АП с последующим синтезом управленческих воздействий, направленных на минимизацию суммарного риска АП, априорной оценкой эффективности этих воздействий, их количественной оптимизацией и практической реализацией с окончательным контролем [3].

    Для обеспечения эффективности и целенаправленности управленческих воздействий (принцип направленности управления [3]) требуется достоверное диагностирование «тонких мест» в системе «Э-ВС-Ср» с априорным количественным оцениванием степени влияния наиболее значимых факторов риска АП.

    Задача оценивания рисков АП относится к задачам прогнозирования трудноформализуемых процессов или явлений. Получение детерминированной информации по рискам является скорее исключением, чем правилом. Детерминированные и стохастические модели в изучении безопасности объектов повышенного риска в целом играют подчиненную роль и, вероятно, не способны стать базой знаний интеллектуальных систем прогнозирования и управления рисками АП в реальном масштабе времени.

    В данной статье сделан акцент на рассмотрение факторов среды. Каждая подгруппа факторов среды оценивается как некоторая подсистема, состояние которой характеризуется вероятностью, с которой может произойти АП под воздействием факторов, входящих в эту подгруппу. Такой подход позволяет применить для оценки искомой вероятности методику, основанную на сочетании методов планирования эксперимента и теории нечетких множеств, которая применяется для оценки технического состояния объектов повышенного риска.

    Формализация нечеткой информации в виде лингвистических переменных позволяет обрабатывать и интерпретировать качественную информацию в виде экспертных оценок в количественном виде. Это дает возможность объединить количественные и качественные признаки изменений состояния объекта в рамках единой измерительной шкалы.

    Существуют различные подходы к решению задачи. Одним из вариантов может быть использование логико-вероятностной теории безопасности (ЛВТБ) [4]. Эта теория опирается на хорошо разработанный математический аппарат – логико-вероятное исчисление – и с успехом применяется для оценки безопасности различных структурно-сложных систем. Возможный вариант применения ЛВТБ для оценки безопасности полетов по группе факторов «Среда» приведен в [5].

   

    Скачать полную версию статьи:

    sharov122007.pdf (155кб)



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
Решение проблем безопасности полетов в воздушном пространстве
    

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИИ МЕТОДОМ ГРУППОВОГО УЧЕТА АРГУМЕНТОВ
    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АЭРОНАВИГАЦИОННАЯ СЛУЖБА
    

Новая книга: ВОЕННО-КОСМИЧЕСКИЙ
ФЛОТ: ДОБЛЕСТЬ И МУЖЕСТВО. Часть 1. Научная фантастика


Почем керосин или проблемы демонополизации топливозаправочных
услуг в Гражданской авиации



 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
Где купить радиоуправляемый беспилотник?

Нужен ли в самолете стоп-кран?

День Интернета в России

для модератора, администратора сайта

Где можно выучиться на бортпроводника?


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть