Аэро@SITA. Обзор тенденций развития информационных технологий в авиации

Александра Купцова, Журнал Аэро@SITA, № 4, 2007


    Обзор тенденций развития информационных технологий в авиации (Airline IT Trends Survey) проводится с 1999 года благодаря спонсорству компании SITA и журнала Airline Business.

   

Увеличить Sita-06.jpg (39кб)

    Прошедшее десятилетие произвело информационную революцию и кардинально изменило авиационный бизнес.

   

Увеличить SITA-01-500.jpg (45кб)

    Рис. 1. Тенденции в общих затратах на ИТ.

    Исследователи ставят перед собой цель осуществлять мониторинг отрасли. Среди основных вопросов выделяются: среда функционирования IT, вопросы, связанные с аутсорсингом и арендой услуг, пере­ход на открытые системы, безопасность.

   

Увеличить SITA-2.jpg (181кб)

    Рис. 2. Приоритеты принятия решений по ИТ-инвестициям.

    Также отмечен ряд направлений, оценива­ющих качество услуг авиакомпаний. Это, прежде всего, обслуживание пассажиров и продажи через Интернет. В нынешний обзор включен ряд новых вопросов, что позволило отразить актуальные тенденции на рынке. Исследование проводилось независимой исследовательской компани­ей Reed Business Insight, входящей в струк­туру Reed Business Information.

    Результаты обзора подтверждают, что IT-отрасль переживает подъем. Большин­ство респондентов отмечают, что расходы компании на IT выросли в текущем году (у 58% компаний) и будут расти и в 2008 году (положительный ответ дали 59% компаний). Только 19% респондентов отмечают сокращение инвестиций в IT в текущем и будущем году.

   

Увеличить SITA-3.jpg (256кб)

    Рис. 3. Аутсорсинг ИТ-приложений.

    Куда компании предпочитают направлять средства? Проекты с гарантированной окупаемостью являются приоритетом для 73% респондентов. Это подтверждает, что инвестиции в IT-инфраструктуру на­чали приносить плоды в виде повышения итоговых показателей компаний и появле­ния новых услуг. Среди других приорите­тов можно выделить улучшение качества обслуживания клиентов (важно для 48% компаний), упрощение обработки данных о клиентах (важно для 34% компаний).

    Примечательно, что в отрасли активно развивается аутсорсинг IT-услуг. Наиболее популярные услуги, передаваемые сторон­ним исполнителям, это регистрация, брони­рование и управление сетью. Эти услуги уже отданы на исполнение в 57%, 55% и 46% компаний соответственно. Причем еще 8-10% компаний намерены передать эти услуги на аутсорсинг в ближайшее вре­мя. Также сторонним организациям будут передаваться услуги по голосовой связи, управлению компьютерными системами, обслуживанию приложений и управлению операциями по обработке данных. В сред­нем, 57-60% компаний или уже отказались от самостоятельного осуществления этих работ, либо планируют это сделать вскоре. Необходимо отметить, что в целом авиакомпании устраивает качество услуг, оказы­ваемых партнерами. Так 30% компании считают, что качество услуг голосовой связи очень хорошее, а еще 70% - что хорошее. Полностью удовлетворены качеством услуг по бронированию 25% компаний, и только 10% компаний считают, что качество плохое.

    Две тенденции в отрасли становятся ключевыми. Самообслуживание во всех его проявлениях охватывает все большее количество регионов. Почти треть пасса­жиров пользуется киосками самостоятель­ной регистрации, динамично развивается и регистрация через Интернет. Электрон­ный бизнес стал неотъемлемой частью деятельности компаний и уже 35% билетов продается online.

   

Увеличить SITA-04.jpg (112кб)

    Рис. 4. Процент пассажиров, использующих киоски самостоятельной регистрации.

    Говоря о самостоятельной регистрации, опрос показал незначительное снижение популярности киосков единственного пользования в пользу киосков общего пользования. Ответы респондентов на данный вопрос были отнесены к числу пассажиров, перевозимых этими ком­паниями. Доля киосков единственного пользования сократится к 2008 году до 75% против нынешних 77%. Сама же услуга самостоятельной регистрации приобретает высокую популярность. Если на момент опроса к ней прибегало около 27% пассажиров, то к концу текущего года эта доля должна достигнуть 37%, а к концу 2008 года - 49%.

    Развитию электронного бизнеса способ­ствует повсеместное внедрение электрон­ного билета. Если на момент опроса в общем объеме продаж респондентов на него приходился 71%, то до конца 2008 года этот показатель увеличится до 86%, а еще год спустя - до 89%.

    Исследование также позволило выявить приоритетные каналы электронных про­даж, используемые авиакомпаниями. Так 90% перевозчиков используют продажи через собственный веб-сайт, 50% компа­ний продают билеты через специализиро­ванные сайты, такие как Expedia. При этом только 3% респондентов вовсе не исполь­зуют веб и online продажи.

    Интересными представляются результаты по использованию передовых технологий как в части расширения предоставляемых сервисов, так и в части упрощения бизне­са. Уже сейчас 53% компаний предостав­ляют возможность веб-регистрации, 48% компаний уведомляют своих пассажиров по электронной почте, с помощью SMS и т.д. 42% компаний ввели программы для зарегистрированных пассажиров. На ближайшую перспективу, 1-2 года, авиакомпании намерены заметно расширить предоставляемые услуги. Так веб-регистрация должна стать доступной для 89% компаний, уведомление пасса­жиров - для 91%, также получит развитие регистрация посредством мобильного телефона - услуга станет доступной в 76% компаний.

   

    Подводя итог, эксперты оценили основные достижения и проблемы IT-отрасли за предыдущие 12 месяцев. Треть респон­дентов отметила в качестве положитель­ного достижения модернизацию IT-систем, 24% - внедрение электронного билета. Наиболее существенной проблемой стало неисполнение планов в установленные сроки (23%).

    Наконец, еще один штрих к портрету от­расли - проблемы, с которыми авиапере­возчикам предстоит столкнуться. 14% рес­пондентов считают, что проблема номер один - адаптация к переменам. Снижение издержек при сохранении прибыли волну­ет 11% компаний. Вывод из эксплуатации устаревающих систем - 9%. Проблемной зоной для 7% компаний является элект­ронный билет. 4% респондентов выделили в качестве проблемы упрощение проце­дур. На равных воспринимаются проблемы электронной коммерции, подбора квали­фицированных IT-специалистов и безопас­ности (по 3%). Далее следуют внедрение открытых платформ (IP) и соответствие регулятивным требованиям. Наконец, на последнем месте оказались стоимость топлива и самообслуживание - эти про­блемы волнуют 1% компаний.

    Как показывает опрос, IT-инфраструктура является важным и мощным инструмен­том, с помощью которого компании кон­курируют друг с другом, повышают свою эффективность и улучшают финансовые результаты. Прошедшее десятилетие произвело информационную революцию и кардинально изменило авиационный бизнес. Но еще более масштабные пре­образования новейшие информационные технологии принесут в будущем.

    внешняя ссылка



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
ВОЕННЫЙ КОСМОС – НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
    

НАДЕЖНОСТЬ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РИСКА

Методический подход к подбору и мотивации персонала авиационного профиля
    

МОЙ НАРОД – В ПОГОНАХ И БЕЗ
    

Юрий Михайлович Колесниченко: четверть населения планеты - потенциальные заложники террористов
    


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
Наши самолеты

Нужен ли в самолете стоп-кран?

Ими гордится Родина!

Миф о беспилотной гражданской авиации

С новым 2010 годом!


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть