Статьи :: ПБП ::

СТАНДАРТ КОНФИГУРАЦИИ СПЕКТРАЛЬНОЙ ПЛОТНОСТИ МОЩНОСТИ РИТМА СЕРДЦА ПИЛОТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОЙ РАБОЧЕЙ НАГРУЗКИ

д. т. н., проф. А. А. Терёшкин, Украинский государственный учебно-сертификационный центр гражданской авиации, журнал «Проблемы безопасности полетов»


    Исследованы спектры ритмов сердца пилотов при интенсивной рабочей нагрузке на этапе захода на посадку транспортного самолета в сложных метеоусловиях. Спектральная плотность мощности (СПМ) ритма сердца, как целостный объект, определен совокупностью 27 ординат в диапазоне частот 0,02 – 0,54 Гц с интервалами 0,02 Гц. Кластерным анализом выявлены особенности «тонкой» структуры СПМ ритма сердца пилота. Результаты поддерживаются обширным объемом исследования СПМ контингента пилотов регулярных воздушных линий и могут рассматриваться как статистически достоверный стандарт конфигурации СПМ ритма сердца пилота.

   

    Обоснование и постановка задачи исследования. С 60-х годов в практику экспериментальных исследований рабочей нагрузки человека-оператора был введен термин «вариабельность ритма сердца» (ВРС), характеризующий физиологические реакции его организма. Водитель ритма сердца в синусовом узле рассматривался как интегральный импульсный частотный модулятор, выдающий сигнал автономной активности биологической системы человека. Строгое определение ВРС, информация о которой содержится во временных последовательностях R-R интервалов ЭКГ, может быть получено путем исследования гармонических компонент ритма сердца.

    Особый интерес представляет структура ритма сердца пилота при интенсивных умственных нагрузках, связанных с переработкой большого объема информации пилотом при ручном управлении самолетом на наиболее ответственном и напряженном режиме полета - заходе на посадку по приборам. Механизмы, порождающие ВРС пилота при умственных нагрузках, обусловленных информационными процессами взаимодействия пилота со средствами отображения информации и органами управления в кабине самолета, не исследованы пока достаточно хорошо. В большинстве работ, выполненных с 1960-х годов и по настоящее время, указывается, что психофизиология механизмов, формирующих СПМ ритма сердца человека, до конца не изучена [1].

    Современные практические исследования спектра ВРС в полевых и лабораторных условиях, как правило, выполняются с использованием стандартного биомедицинского оборудования и его фирменного программного обеспечения. При этом ВРС оценивается непараметрически числовыми значениями части общей дисперсии в двух полосах частот – «средней» (в диапазоне 0,06 – 0,14 Гц) и «высокой» (в диапазоне 0,15 – 0,40 Гц). Именно поэтому, очевидно, в комплексных исследованиях психофизиологических реакций организма пилотов, например [2, 3], уменьшение дисперсии ВРС пилотов в обеих полосах частот оказывается значимым только для сегментов взлета и посадки. На других сегментах полета, с существенно отличающимися режимами и видами используемого бортового навигационного и пилотажного оборудования самолета, достоверные изменения дисперсии ВРС не наблюдаются. Следовательно, такой подход не позволяет выполнять «тонкий» анализ СПМ и приводит к потере разрешающей способности и чувствительности физиологического метода в целом.

    СПМ пилотов были вычислены и классифицированы параметрическими методами. Их достоинством являются: 1) более гладкие и хорошо различимые спектральные компоненты; 2) простая обработка полученных ординат и идентификация основной частоты каждого компонента; 3) точная оценка СПМ исходного процесса при условии его стационарности.

    В данной работе была поставлена задача: исследовать «тонкую» структуру СПМ пилота и классифицировать ее содержание.

    Экспериментальные исследования проводились на сертифицированном Государственной авиационной администрацией комплексном тренажере транспортного самолета с двумя турбовинтовыми двигателями, пилотируемого летным экипажем регулярных воздушных линий в составе трех членов: пилота – командира ВС, второго пилота и бортового инженера. Экипаж выполнял заход на посадку по правилам полетов по приборам при метеоусловиях I категории с использованием стандартных радиотехнических средств. Регистрация электрокардиограммы пилота – командира осуществлялась медико-биологической аппаратурой от момента пролета ДПРМ до торца ВПП в течение 60 с. В исследовании участвовал 41 летный экипаж, выполнивший по 10 заходов на посадку при нормальных условиях полета. Все члены экипажей, допущенные к исследованиям, имели медицинский сертификат годности и действующие летные свидетельства для выполнения полетов на регулярных воздушных линиях.

   

    Скачать полную версию статьи:

tereshkin-7-2007.pdf (682кб)

   



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
Корпоративная философия в реальном и виртуальном мире Гражданской авиации. IT-технологии

Возобновление работы сайта

Квалификационная оценка CRM, Деревянко В.А.
    

СИСТЕМЫ ПАССИВНОЙ ЗАЩИТЫ КАК СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ПРИ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ

Закрытие проекта


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
Требуется Flight Safety Inspector

Нужен ли в самолете стоп-кран?

Добавлена новая опция модерирования - Доступ

С наступающими праздниками!

Ими гордится Родина!


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть