Статьи :: Авиапсихология ::

Стратегии кадровой политики как метод управления рисками, Вороцкая И.Ю.

Тезисы докладов научно-практической конференции Человеческий фактор в условиях перехода авиакомпании к управлению безопасностью полетов, Под редакцией доктора медицинских наук, профессора В.В. Козлова, Москва - Шереметьево


    Стратегии кадровой политики как метод управления рисками.

    Вороцкая И.Ю., ведущий эксперт, руководитель группы психологического сопровождения КСБ ОАО «Аэрофлот», кандидат психологических наук.

   

Увеличить ga2007-012.jpg (82кб)

    фото: Гражданская авиация 2007

    Цель доклада: показать значимость стратегии кадровой политики в подготовке системы управления безопасностью.

    «Человеческий фактор» в авиации понятие известное и широко используемое. «Человеческий фактор» (в определении ИКАО) - это наука о людях в той обстановке, в которой они живут и трудятся, о их взаимодействии с машинами, процедурами и окружающей обстановкой, а также о взаимодействии людей между собой». «Работа в области человеческого фактора направлена на оптимизацию взаимоотношений между людьми и их деятельности путем системного применения знаний о человеке рамках конструирования систем» (проф. Эдварде).

    Опасные факторы присущи всем компонентам системы. Цель и смысл системы в данном случае в создании определенных условий, снижающих риск возможных ошибок, и формирование внутренней установки каждого работника на поддержание безопасности.

    В идеальном варианте внутренние установки работника определяют высокий уровень самоконтроля, личную ответственность и самомотивацию к поддержанию безопасности. Другими словами, это часть профессиональной надежности.

    Однако всегда ли мы имеем идеальный вариант?

    Из чего складывается профессиональная надежность специалиста в авиации?

    Слагаемые профессиональной надежности (по В.В.Козлову):

    -состояние потребностно-мотивационной сферы;

    - уровень профессиональной готовности (обученность + подготовка);

    - состояние работоспособности (здоровье + функциональные резервы);

    - развитие ПВК.

    Высокий уровень развития каждой составляющей говорит о высокой профессиональной надежности и, соответственно, недостаточный уровень того или иного компонента создает определенные риски, как в поле профессиональной деятельности работника, так и в работе авиакомпании. В современных условиях «Руководство по управлению безопасностью полетов» рекомендует использовать системный, проактивный подход, который в отличие от ретроактивного, обеспечивающего «чистое реагирование», позволяет выявлять риски и системные просчеты.

    При прогнозировании любого риска должно быть определено:

    1. Какова вероятность, степень опасности, приемлемость, допустимость риска?

    2. К какой категории можно отнести данный риск: стратегический, финансовый, операционный, непредвиденный?

    3. Является риск явным или скрытым?

    При использовании такой матрицы оценки, очевидно, что стратегия работы с персоналом позволяет снизить или, наоборот, создать риски в управлении безопасностью, как основополагающей составляющей в работе авиакомпании. Целесообразно выделять две стратегии кадровой политики в авиакомпании. Первая стратегия: отношение к трудовой позиции как к должности. Основа ее реализации - подбор работника на должность. При таком подходе важно наличие четких критериев отбора и обязательное соответствие специалиста данным критериям. Основное отличие такое подхода, ориентированного на должность -отказ от развития персонала (так как произведен подбор готовых, обученных, высококвалифицированных специалистов). Каковы риски компании при выборе такой стратегии? Их несколько:

    - первый - затраты компании на привлечение квалифицированных специалистов;

    - второй - если компания не ставит задачей формирование и развитие специалиста, то основная мотивация персонала в данном случае - материальная (за выполненную работу - высокая оплата труда);

    - третий - лояльность работника к компании зависит от размера материального вознаграждения;

    - четвертый - существует необходимость жесткой системы внешнего контроля за выполнением работником стандартов и технологий (что составляет дополнительные затраты);

    - пятый - ошибки при такой системе недопустимы, так как являются, по сути, несоответствием занимаемой должности.

    В итоге высокая текучесть кадров и поиск новых работников. Отношение к профессии как к должности резко снижает статус выполняемой работы. Должность - понятие временное, профессия - постоянное. Понятие «должность» не включает понятие «развитие». Если человек относится к выполняемой работе как к должности, никогда не рождается профессионал.

    Вторая стратегия. Отношение к трудовой позиции не как к должности, а как к профессии. Основная отличительная особенность такой стратегии - развитие персонала, формирование профессионала.

    Каковы риски компании в данном случае? Риск один - затраты на обучение и развитие. Но можно ли говорить о такой статье расхода как затратной? Что получает компания в актив? Перечислим выгоды:

    - лояльность персонала возрастает, так как ее основой является не только материальная составляющая;

    - работник видит перспективы карьерного и профессионального роста;

    - при такой стратегии кадровой политики, направленной на развитие персонала, не требуется дополнительная система внешнего контроля, так как формирование профессионала влечет формирование самомотивации;

    - возрастают профессиональная ответственность и профессиональный интерес, что приводит к самостоятельному поиску новых решений;

    - в связи с вышесказанным возрастает эффективность и производительность труда, снижается текучесть кадров.

    Затраты на развитие персонала в русле профессионального развития оправданы в такой отрасли как авиация, потому что способствуют повышению профессиональной надежности персонала вообще и лично каждого работника.

    В условиях управления безопасностью профессионально надежный персонал снижает возможные риски в области человеческого фактора. Можно ли управлять профессиональной надежностью персонала для снижения риска? Да, можно, если использовать оптимальную и эффективную кадровую политику.

    Правомерно ли говорить о профессиональной надежности в отрыве от личности? Нет, профессиональная надежность неразрывно связана с развитием личности, и профессиональная надежность определяется наличием личностных качеств.

    Кто такой профессионал в авиации?

    Понятие «профессионал» неразрывно связано с понятием «профессия» и на этом, казалось бы само собой разумеющемся, факте стоит остановиться подробнее. Профессиональное развитие рассматривается как усвоение определенных моделей поведения, системы отношений людей, самоотношение в состоянии функционального комфорта. Это особенно актуально для профессий, предполагающих деятельность специалистов в особых условиях, что свойственно для авиации. Успешное профессиональное развитие в этом контексте - критерий психологического и функционального комфорта человека и основание для оценки профессиональной надежности.

    В настоящее время профессиональная подготовка специалистов авиационных профессий сводится к обучению первичным профессиональным знаниям и навыкам и дальнейшему контролю за поддержанием определенного уровня без планомерного развития. Поэтому следующим этапом должно стать сопровождение карьеры и профессионального роста. В авиации карьерный и профессиональный рост тесно связаны. Более высокая ступень в карьере возможна лишь при условии профессионального развития в 3 плоскостях :

    • Я и Дело (профессиональный опыт)

    • Я И ДРУГИЕ (позитивные профессиональные взаимоотношения)

    • Я и Я (самоотношение к себе к профессии).

    Именно такое развитие формирует в итоге тот внутренний самоконтроль и культуру безопасности, который и обеспечивает наибольшую профессиональную надежность авиационного специалиста. Авиационные психологи и другие эксперты, занимающиеся данным вопросом, давно определили путь формирования надежного профессионала в авиации:

    - тщательный профессионально - психологический отбор;

    - качественное обучение;

    - обязательное дальнейшее сопровождение профессиональной деятельности, направленное на развитие.

    Следует согласиться с тем, что подготовка высококлассного авиационного персонала (сюда могут быть отнесены летчики, бортпроводники и инженерно-технический персонал) - вещь дорогая. Но это лишь на первый взгляд. Недостаточное внимание к сотрудникам этих профессий оборачивается для компании угрозой не только безопасности полетов, но и авиационной безопасности, и корпоративной безопасности. А это угроза самому существованию авиапредприятия. Следует подчеркнуть, что «...исполнители работают в условиях, определяемых организационными и управленческими факторами, находящимися вне их контроля». (4.4.6.РУБП, ИКАО 2006год).

    Реализуемая стратегия кадровой политики компании на сегодняшний день не приняла форму оптимальной и при переходе к управлению безопасностью должна быть изменена на объективно удовлетворяющую требованиям управлению безопасностью.

    Отказ от системы профессионального развития, формирования профессиональной мотивации неизбежно ведет к усложнению системы внешнего контроля за действием работника, обеспечивающего безопасность, но не управляющего ею, так как не формирует у сотрудника корпоративную культуру безопасности и увеличивает возможность ошибочных действий.

    Рекомендации:

    Что может быть рекомендовано авиакомпании для снижения подобных рисков при внедрении системы управления безопасностью полетов?

    1. Выбор оптимальной стратегии кадровой политики, строящейся на отношении к авиационной деятельности как профессии и включающей разработку долгосрочной программы развития персонала.

    2. Для реализации программы развития персонала целесообразно:

    - создать ассесмент - центр;

    - расширить функций ЦПАП по обучению не только дисциплинам базового стандарта, но и дополнительному обучению (создание корпоративного университета);

    - сформировать систему позитивных профессиональных взаимоотношений;

    - обеспечить психологическое сопровождение индивидуальной карьеры каждого работника на всех уровнях.



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
КОНФЕРЕНЦИИ. СЕМИНАРЫ

Методика количественной оценки качества техники пилотирования летчика в рейсовых условиях
    

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ АВТОНОМНЫХ АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПОСАДКИ
    

Культура безопасности полетов / Safety Culture
    

Портрет России в американских набросках
    


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
для модератора, администратора сайта

Симуляция симулятора

Улетный хит

С новым 2010 годом!

Наши самолеты


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть