Статьи :: ПБП ::

Культура безопасности полетов / Safety Culture

www.skybrary.aero / перевод Дмитрий Тарасевич, журнал «Проблемы безопасности полетов»


Содержание:


   

Определение

    Под культурой безопасности полетов следует понимать то, как безопасность полетов воспринимается, оценивается и какое место в ряду приоритетов организации ей назначено.

    Культуру безопасности полетов нельзя приобрести или купить, она должна присутствовать в организации. Культура безопасности полетов может быть позитивной, негативной или нейтральной. По существу, это мнение людей о важности безопасности полетов, а также об отношении сотрудников, руководителей и лидеров к приоритетной роли безопасности.

   

   

В чем важность культуры безопасности полетов?

    Культура безопасности непосредственно влияет на состояние безопасности полетов. Если кто-то, даже ненадолго, посчитает, что безопасностью полетов можно пренебречь, то за этим (в ситуациях, когда предполагается небольшой риск, а не явная опасность) неизбежно последует выбор «обходных путей», пренебрежение формальностями, неправильные решения и выводы. При этом когда дело касается культуры безопасности полетов, в органах ОрВД часто можно услышать вопрос: «У нас уже есть СУБП, зачем еще нужна культура безопасности полетов?».

    Система управления безопасностью полетов относится к сфере компетенции самой организации, которая должна иметь подготовленный соответствующим образом персонал. Но правила и процедуры не всегда соблюдаются, прежде всего, тогда, когда, по мнению сотрудников, главное - это «летать», даже если при этом иногда возникают рискованные ситуации. Откуда берутся такие представления? От общения с коллегами, но в большей степени - из-за позиции начальства, включая руководителя предприятия. Поэтому для того, чтобы в организации уделялось должное внимание безопасности полетов, руководители должны демонстрировать всем, что это направление пользуется их приоритетным вниманием.

    Для того чтобы обеспечивать безопасность полетов, поставщикам аэронавигационного обслуживания необходимо иметь как СУБП, так и здоровую культуру безопасности полетов. Но в предприятиях по ОрВД существуют свои особенности: как правило, они уже обеспечивают высокий уровень безопасности полетов, а авиационные происшествия происходят редко. Поэтому почти все они считают, что безопасность полетов достаточно высока. Сообщений об инцидентах мало, а те, которые поступают, считаются несерьезными; вопросы безопасности находятся «под контролем» как при обслуживании современного воздушного движения, так и применительно к его будущему изменению. Реальные авиационные происшествия при ОрВД обычно сложные и имеют несколько причин, поэтому предвидеть их не всегда легко. Еще труднее разглядеть сопутствующие факторы, которые влияют на «видение» организацией будущих проблем в области безопасности полетов. К ним относятся скрытие инцидентов из-за страха уголовного преследования; готовность людей идти на риск, поскольку они считают, что это именно этого от них ожидают; нежелание обмениваться информацией между различными группами по причине взаимного недоверия и так далее.

    Если вы хотите поддержать безопасность полетов, вы должны знать реальное положение дел в своей организации.

    Каким образом генеральный директор может узнать о существовании таких негативных факторов? Спрашивая других директоров? Обходя рабочие места и задавая вопросы? Альтернативным и более эффективным подходом является проведение исследований культуры безопасности полетов и ее измерение.

   

   

Как измерить культуру безопасности полетов?

    Культуру безопасности полетов, как любую другую культуру, трудно разглядеть изнутри. Плавающая рыба не думает о воде. Поэтому, как правило, исследования культуры безопасности во многих отраслях осуществляются в форме комбинированных внутренних и внешних проверок; взгляд «со стороны» помогает получить более объективную картину происходящего. При этом внутри организации желательно иметь «координатора», который осуществлял бы связь между профессиональными проверяющими и сотрудниками организации, в том числе – членами Правления, генеральным директором, профсоюзами и так далее. Таким координатором обычно назначается директор или менеджер по вопросам безопасности полетов поставщика аэронавигационного обслуживания. Исследования, в основном, проводятся так, как показано на схеме (рис. 1):

   

    Рис. 1

   

    Этот проверенный опытом процесс начинается с «предварительных» обсуждений, в ходе которых определяется цель, масштабы и форма исследования, а поставщику аэронавигационного обслуживания гарантируется:

    - анонимность;

    - конфиденциальность;

    - непредвзятость в отношении отдельных проверяемых групп.

    Процесс исследования завершается ясными и конкретными действиями, разработанными организацией (если необходимо, с помощью исследовательской группы), с целью разработки стратегии эффективного повышения качества культуры безопасности полетов.

    Временные характеристики деятельности при таком подходе могут выглядеть следующим образом (рис. 2):

   

    Рис. 2

   

    Далее приводится типичная модель культуры безопасности полетов при ОрВД (рис. 3):

   

    Рис. 3

   

   

О чем говорит состояние культуры безопасности полетов?

    Что касается поставщиков аэронавигационного обслуживания, то для них проведенное исследование дает ясную и более полную картину существующих рисков по всем направлениям деятельности. Это происходит благодаря улучшению информационных потоков и совершенствованию диалога в компании о состоянии безопасности полетов.

   

   

Культура безопасности полетов при ОрВД

    Кроме вышеуказанного «макроэффекта» данный подход обеспечивает корректировку процесса анализа авиационных происшествий, обучения персонала и роли технического обслуживания в ряду эксплуатационных приоритетов, направленных на повышение безопасности полетов.

    Организации также рассматривают культуру безопасности полетов как ключевой элемент для изменения подхода к своей профессиональной деятельности: в компаниях, вступивших на путь всестороннего внедрения культуры безопасности полетов, персонал более активно работает в этом направлении и уверен в том, что руководство защитит его, если в этом возникнет необходимость. Помимо прочего, это положительно влияет на производительность труда.

    Некоторые организации хотели убедиться в полезности культуры безопасности полетов как подхода и провели два независимых исследования. При этом они обнаружили, что результаты в большой степени совпадают, и в настоящее время выполняют рекомендации, вытекающие из обоих исследований, и уже думают о проведении третьего, чтобы оценить достигнутые результаты.

    У каждого поставщика аэронавигационного обслуживания есть свои особенности и национальные культурные черты. Поэтому каждый получает то, что ему нужно, и оценивает результаты исследования в соответствии со своими потребностями.

   

   

Сколько это стоит?

    Расходы на культуру безопасности полетов состоят из двух компонентов. Первый – это фактические расходы на проведение исследования. Здесь существуют три варианта. ЕВОКОНТРОЛЬ занимается проблемами повышения безопасности полетов в Европе и с учетом ограниченных ресурсов проводит исследования по запросам поставщиков аэронавигационного обслуживания. Другие поставщики пользуются услугами факультетов прикладной психологии некоторых университетов, специализирующихся на вопросах культуры безопасности полетов, чтобы адаптировать и использовать методы проведения исследований в своих организациях. Третьим подходом предусматривается привлечение консультационных агентств, которые и выполняют указанные исследования. В настоящее время ЕВРОКОНТРОЛЬ разрабатывает «Руководство по культуре безопасности полетов», которое можно скачать через Интернет и которое будет содержать информацию обо всех видах ресурсов.

    Второй компонент расходов обусловлен выделением организацией собственных ресурсов: персонала для участия в исследовании, включая время работы «координатора», и административную поддержку мероприятия. Подсчитать такие расходы трудно, но, как правило, ответы на вопросы одним человеком (их может быть несколько сотен) занимают 30 мин, а в четырех разных семинарах в течение половины рабочего дня может участвовать 20-30 сотрудников. Иногда требуется провести дополнительные интервью с членами Правления и специалистами, а после исследования организовать несколько совещаний, чтобы определить направления работы и так далее. Такой вид деятельности не обременителен, но она не должна совпадать с другими возможными мероприятиями. Культура безопасности полетов может помочь вашей организации определить картину рисков и уточнить приоритеты в области безопасности полетов. Она также позволит всему персоналу действовать и реагировать на события безопасным образом, ежедневно принимать правильные решения, влияющие на безопасность полетов.

    А в вашей организации есть культура безопасности полетов?



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
Особенности поддержки принятия решений по устранению особых событий и опасных состояний летчика в высотном полете
    

Безопасность аэротакси

Будущим призывникам: фоторепортаж с Учений "Индра-2007",
Часть 1

    

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА БОРЬБЫ С УСТАЛОСТЬЮ В НИЗКОБЮДЖЕТНОМ ПЕРЕВОЗЧИКЕ
    

БОРЬБА С УСТАЛОСТЬЮ ЭКИПАЖА: ЭШЕЛОНИРОВАННАЯ ОБОРОНА
    


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
UAVs - Unmanned Aerial Vehicles - Беспилотники

Нужен ли в самолете стоп-кран?

С наступающими праздниками!

Миф о беспилотной гражданской авиации

Где купить радиоуправляемый беспилотник?


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть