Статьи :: Авиапсихология ::

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА И УМЕНИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Колесниченко О.Ю.


    ИЗ НАУЧНЫХ ОТЧЕТОВ ГНИИЦПК ИМ. Ю.А. ГАГАРИНА

    (ОТДЕЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 4-ГО УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ)

   

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА И УМЕНИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

    для анализа «человеческого фактора» при расследовании авиационных инцидентов

    и их профилактики

   

   

Увеличить gf_03.jpg (36кб)

    Фото: www.g-forceinternational.com

   

    Основные условия, при которых возникают ошибки:

    1. Поступление сигналов со слабым привлекающим эффектом.

    2. Неполная и затрудненная для определения информация.

    3. Интерференция навыков (возникновение внутреннего конфликта в сравнении с опытом ранее выполняемых навыков).

    4. Восприятие информации, не относящейся к выполнению профессиональной деятельности.

    5. Принятие решений, требующих напряжения памяти.

    6. Выполнение совмещенных действий в условиях доминирования одной из задач.

   

    Фазы психологической готовности:

    - приспособительно-защитные реакции по типу ориентировочно-исследовательского рефлекса («что-то случилось»);

    - сложные интеллектуальные действия (мыслительные процессы);

    - формирование новой стратегии поведения, перераспределение внимания между контролем ситуации и поиском решения.

   

    Психофизиологическая и психическая устойчивость.

    - специфическая подготовленность к действиям в нестандартных условиях;

    - способность к оперативному мышлению, срочной актуализации знаний и принятию решения;

    - наличие повышенной мотивации и установки на благополучный исход;

    - чувство долга.

   

    Автоматизированный сенсомоторный навык.

    Необходим автоматизированный сенсомоторный навык. Его формируют многократные повторения действий – действия утрачивают сознательную целенаправленность, происходит автоматизация навыка (сенсомоторные акты).

   

    Аварийная ситуация - интеллектуальная деятельность - построение плана действий (торможение осмысления нестандартных ситуаций, блокирование стереотипа действий) - ошибка.

   

    ! Заученные сенсомоторные акты могут сыграть роль только после завершения интеллектуальных процессов:

    1. Выявление проблемы. Реакция «прямого замыкания» (актуализация ранее известного способа действий).

    2. Решение проблемы. Выбор оптимального режима в дефиците времени и выполнение совмещенных действий (необходима предварительная разработка навыков для информационного поиска в условиях информационной неопределенности).

    3. Проверка решения. Быстрая оценка альтернатив выбора релевантных (существенных) признаков ситуации.

   

    ! Знание инструкций и сенсомоторная активация не являются достаточными для решения в аварийных ситуациях, необходима скорость принятия интеллектуальных решений.

   

    Активность личности определяет «буфер» эмоционального состояния, нервно-эмоциональную напряженность характеризует психофизиологическая «цена».

    Активность личности в аварийной ситуации:

    - реакция на психогенный раздражитель;

    - целенаправленность ориентировочной реакции;

    - сохранность психического образа жизни, регулирующего дальнейшее поведение.

   

    «Разумная бдительность»: не напряженное ожидание отказа, а готовность к его устранению.

    Состояние готовности: 1) уверенность в благополучном исходе; 2) уверенность в себе; 3) знание, что надо делать.

    «Внутреннее подкрепление»: осознание возможности преодоления ситуации и уверенность в себе.

   

    Личные качества, необходимые для правильного поведения в аварийных-экстремальных ситуациях:

    - Профессиональный интеллект.

    - Скорость оценки альтернатив выбора, неосознанный выбор значимых сигналов.

    - Отсутствие чрезмерной автоматизации навыков.

    - Быстрое осознание ситуации и ее «предвосхищение» (акцептор результат действия).

   

    Эвристические (находчивость) и интуитивные процессы оперативного мышления (акцептор результата действия):

    - регулирование избирательной направленности мышления за счет формирования гипотез, дополнения их предположительной информацией;

    - быстрое и целостное восприятие ситуации;

    - гибкость и приспособляемость нервных процессов к меняющимся условиям.

   

    ! Основные три интеллектуальных качества, требуемых в экстремальной/аварийной ситуации: предвосхищение, оперативное мышление и интуиция.

   

    Базисные основы поведения в экстремальной ситуации:

    1. Способность принять на себя ответственность.

    2. Оперативная устойчивость – способность к эмоциональной изоляции, абстрагированию при выполнении целевой задачи.

    3. Готовность к действию при неожиданном изменении ситуации.

    4. Знание своих возможностей в условиях реального стресса.

    5. Уверенность в себе.

    6. Способность пойти на риск.

    7. Осознание необходимости своей активной позиции в любой ситуации.

    8. Способность к самоконтролю.

    9. Волевые качества (самообладание, целеустремленность, инициативность, настойчивость, решительность).

    Кратко: автономность действий, риск, новизна, повышенная ответственность.

   

    Психологическая подготовка на тренингах:

    1. Умение распределить внимание.

    2. Выбор стратегии решения задач.

    3. Формирование навыка самоанализа.

    4. Постановка самоконтроля и саморегуляции действий.

    5. Отработка активного поведения, включая волевой компонент.

    6. Формирование мотивации в поведении.

    7. Повышение функциональных резервов организма (в том числе психического потенциала).

    Требуется напряжение функций внимания, памяти и мышления.

   

    Причины ошибочных действий:

    - Недостаточная профессиональная подготовка (неустойчивость навыка);

    - Несоответствие проектируемой деятельности реальным условиям.

    - Недостаточная организация деятельности (управление, планирование, информационная перегрузка).

    - Технические и эргономические ограничения и недоработки оборудования.

    - Психофизиологические качества (память, внимание, мышление).

    - Утомление, эмоциональное напряжение, алкоголь, действие фармакологических препаратов.

   

   

    Подготовила О.Ю. Колесниченко

   



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
Психофизиологические
особенности принятия решения пилотом в условиях прерванного взлета


НОВЫЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТРОЛИРУЕМОЙ ЗОНЕ АЭРОПОРТА
    

Груз для крыльев
    

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ВОПРОСАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
    

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭКСПЕРТНОМУ ПРОГНОЗИРОВАНИЮ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
    


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
С новым 2010 годом!

Ошибка в работе сайта

Добавлена новая опция модерирования - Доступ

Ими гордится Родина!

Улетный хит


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть