Статьи :: Авиапсихология ::

ПРОФЕССИЯ – ЛЕТЧИК

Козлов Валерий, Газета «Воздушный транспорт».


    ОШИБКА ПИЛОТА – ЭТО СТРЕЛА, РАНЯЩАЯ ЕГО ДУШУ И СЕРДЦЕ.

   

    Фото: www.flighttrainingsystems.co.uk

   

    Валерий Козлов, советник в области человеческого фактора ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», доктор медицинских наук, профессор.

   

    Ни в военной, ни в гражданской авиации мне не довелось встретить летчика, члена экипажа, который был бы безразличен к допущенной им ошибке. Не говоря уже о тех случаях, когда она стала причиной инцидента или аварии. В то же время я не знаю ни одного пилота, не только преувеличивающего свои переживания, связанные с ошибкой, но даже просто их демонстрирующего. Данное – кажущееся! – противоречие порождено уникальным сочетанием личностных качеств специалистов этой замечательной профессии – мужественности и душевной ранимости.

    Конечно же, само противоречие не бросается в глаза при общении с пилотами, поэтому выявить его непросто и удается лишь в откровенной беседе. Только в доверительном разговоре с летчиком можно прочувствовать, насколько тяжело он переживает совершенное ошибочное действие и как ему больно осознавать, что ошибка была непроизвольной, хотя всю вину за произошедшее возложили на него. Подчас через эту ошибку он рассматривает свою дальнейшую профессиональную судьбу, нерешенные житейские проблемы и даже свое будущее. В этот момент душевная боль у пилота достигает своего апогея.

    Самое печальное в подобных ситуациях состоит в том, о чем пилот даже не догадывается: ошибку он допустил не по своей вине, а потому, что оказался заложником ситуации, созданной недостатками, присущими авиационной системе. Ну, скажите, в чем может быть вина пилота, если ошибка была обусловлена эргономическими недостатками самолета? А за что наказывать пилота, если в системе подготовки имелся изъян, ставший причиной его ошибочного действия? Или пилота поставили в условия спешки, превышающей его психофизиологические возможности, из-за чего он и допустил ошибку. Среди пилотов, хоть и редко, но встречаются люди, не соответствующие по своим профессионально важным качествам (ПВК) избранной профессии. В полете эти пилоты часто оказываются ненадежными и допускают ошибки. Но опять же вины их в происходящем нет – обвинения следует предъявить системе профессионального психологического отбора, которая не опустила шлагбаум перед этими людьми еще на этапе поступления в летное училище.

    Как относиться к пилоту, допустившему ошибку?



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
Новая книга: ВОЕННО-КОСМИЧЕСКИЙ
ФЛОТ: ДОБЛЕСТЬ И МУЖЕСТВО. Часть 5. Научная фантастика


ЯБЛОНЕВЫЙ ПЛАЧ
    

Проблемы профессиональной подготовки летного состава после окончания училища на самолеты иностранного производства, Тульский С.Г.
    

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ НЕПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Нейросетевой подход к разработке интеллектуальной информационно-аналити
ческой системы управления уровнем безопасности полетов



 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
День Интернета в России

Нужен ли в самолете стоп-кран?

UAVs - Unmanned Aerial Vehicles - Беспилотники

Миф о беспилотной гражданской авиации

Наши самолеты


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть