Статьи :: Безопасность ::

ДИСПЕТЧЕР – КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

Ольга Колесниченко, www.aviahumanfactor.ru


   

Увеличить takeoff1-1.jpg (69кб)

    Фото: журнал "Взлет", 2007

   

    В ноябре 2007 года в Россию вернулся Виталий Калоев, отсидевший 3 с лишним года в тюрьме Швейцарии за убийство авиадиспетчера Петера Нильсена швейцарской компании «Skyguide». Авиадиспетчер дежурил в тот самый роковой день 2002 года, когда в воздушном пространстве Германии пассажирский самолет компании «Башкирские авиалинии» столкнулся с грузовым авиалайнером Boeing. В катастрофе погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка. Среди погибших была вся семья Виталия Калоева – жена и двое детей.

    Этот нашумевший беспрецедентный случай является ярким примером масштаба ответственности и психологический нагрузки, которую несет профессиональный корпус авиадиспетчеров. Множеством научных работ, проведенных специалистами по авиамедицине, было показано, что столь ответственная работа, требующая высокого уровня знаний, свободного владения международным английским языком, умения работать в условиях дефицита времени, – наносит здоровью человека существенный ущерб, способствует преждевременному старению организма и развитию серьезных заболеваний, осложняющихся инфарктами и инсультами.

    Однако, профессия эта по-прежнему является одной из самых романтических и любимых. Сегодня ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» отвечает за 890 тысяч полетов в год, одновременно под управлением Корпорации находятся 800 авиалайнеров с пассажирами! Жизнь авиапассажиров, пролетающих над территорией России, зависит, в прямом смысле этого слова, от 5 тысяч 700 российских авиадиспетчеров.

    После постсоветского безвременья ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» возродила конкурс по профессиональному мастерству диспетчеров УВД. Первый конкурс состоялся в феврале 2006 года, а второй успешно прошел в апреле 2007 года. Главная установка, с которой руководство Госкорпорации подходит к отбору и образованию диспетчерского состава – экипажей маршрута воздушных судов – это то, что современный профессиональный авиационный диспетчер является полноправным хозяином неба.

    В рамках работы согласно Концепции создания и развития Аэронавигационной Системы России специалисты Госкорпорации по ОрВД осуществляют распространение и внедрение передовых приемов и методов труда диспетчеров, внедрение достижений научно-технического прогресса в УВД, борются за укрепление трудовой и технологической дисциплины и организованности на всех участках деятельности персонала ОВД. Важным и основным моментом является повышение уровня теоретической и профессиональной подготовки диспетчеров УВД.

    Социальные проблемы, уровень заработной платы, не соответствующий тяжести труда, сложные условия труда – все это способствует текучести кадров, оттоку молодых специалистов и снижению мобилизации диспетчеров для обеспечения безопасности авиационных полетов. Авиационная общественность призывает «повернуться лицом к тем, кто ежесекундно обеспечивает безопасность полетов». Нерешенных проблем много. Штаты диспетчеров укомплектованы сегодня лишь на 80%. Но, если Государственная Дума 14 ноября 2007 года приняла поправки в Воздушный Кодекс России, согласно которым страховые выплаты родственникам пострадавших в авиакатастрофах повышены до 2 млн рублей (от 100 тысяч рублей ранее), то и социальное обеспечение диспетчеров вновь будет корректироваться. Здесь регулятором выступит уже рыночная экономика – государству дешевле будет достойно содержать высокопрофессиональных специалистов, нежели выплачивать колоссальные суммы по фактам произошедших катастроф.

    «Авиадиспетчер – основное звено в нашей работе. Поэтому особое внимание мы уделяем предоставлению им гарантий социальной стабильности», – подчеркивает глава Росаэронавигации Александр Нерадько. В Концепции создания и развития Аэронавигационной системы России предусмотрены социальные гарантии для авиадиспетчеров. Согласно Концепции-2006-2025 основными направлениями решения социальных проблем должны стать следующие направления:

    - достижение социальной стабильности и создание морально-психологической обстановки, способствующей решению поставленных задач;

    - установление и поддержание высокого уровня заработной платы работников;

    - разработка условий оплаты труда и социальных гарантий для прикомандированных военнослужащих и молодых специалистов с целью их привлечения и закрепления для работы на предприятиях системы.

    Госкорпорация по ОрВД обеспечивает постоянное увеличение размера средней заработной платы работников и ее индексацию.

    Авиационные власти поставили задачу снизить риск катастроф воздушных судов к 2015 году в 2,7 раза, а к 2025 году – в 4,8 раза. В Глобальной эксплуатационной Концепции ОрВД ICAO записано, что в течение следующих 25-ти лет авиадиспетчер останется основным звеном в принятии решений при аэронавигационном обслуживании полетов. В условиях технического прогресса актуальна необходимость адаптации персонала к условиям, связанным с внедрением новой техники и технологий. Как отмечают специалисты Госкорпорации по ОрВД, возникновение большинства авиационных инцидентов связано с технологическими ошибками диспетчеров, нарушениями ими трудовой дисциплины, отсутствием должного контроля за действиями персонала со стороны старших диспетчеров и руководителей полетов, а также недостатками взаимодействия районных и аэродромных служб УВД.

    Труд авиадиспетчера весьма сложен и жестко регламентирован. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы авиадиспетчера не может превышать в дневное время – 9 часов, в ночное время – 12 часов. Диспетчеру, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после двух часов непрерывной работы предоставляется специальный перерыв продолжительностью не менее 20 минут, а при высокой интенсивности воздушного движения после каждого часа работы предоставляется дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 минут.

    В настоящее время в воздушном пространстве России только 50% воздушных судов оборудованы бортовой системой предотвращения столкновений. Это осложняет работу диспетчерского состава. В 2008 году диспетчерский состав должен согласно требованиям ICAO владеть международным английским языком на 4 уровне знаний. Специалисты Госкорпорации по ОрВД определили необходимый объем диспетчерского состава УВД, подготовленных по 4-у уровню знания английского языка в преддверии введения языкового Стандарта ICAO в 2008 году. В России проведено централизованное тестирование персонала ОВД по английскому языку. Протестировано 5.222 человека из 5.263 человек, имеющих допуск к УВД на английском языке. По результатам тестирования на 1-ом уровне языковой подготовки оказалось 602 человека (11,52 %), на 2-ом – 2.433 (46,59%), на 3-ем – 1.818 (34,81%), на 4-ом – 369 (7,06 %).

    Для бесперебойного и безопасного функционирования органов ОВД аэродромов потребность в диспетчерах с 4-м уровнем подготовки по английскому языку составляет 504 специалиста; для обслуживания 194-х секторов районных центров – 1.901 специалист. Всего необходимо будет подготовить 2.405 человек.

    Процесс обучения авиадиспетчеров по сути является непрерывным. Наиважнейший его этап – профессиональное дополнительное образование, постоянное повышение квалификации, профессиональная переподготовка. Авиадиспетчера обучаются на базе Института аэронавигации, на факультетах повышения квалификации профильных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

    Институт аэронавигации создан для предоставления специалистам качественного и доступного дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями рыночной экономики и международных стандартов.

    В систему подготовки авиадиспетчеров России входят:

    Московский Государственный Технический Университет ГА,

    Санкт-Петербургский Государственный Университет ГА,

    Ульяновское Высшее Авиационное Училище ГА,

    Красноярский Авиационный Технический колледж ГА,

    Рыльский Авиационный Технический колледж ГА,

    Омский Летно-технический колледж ГА им. А. В. Ляпидевского.

    Интенсивность развития воздушных перевозок возрастает ежегодно в среднем на 5%. Усложняется сеть воздушных трасс. Стоит отметить, что на диспетчерский состав России в перспективе будут возложены еще более трудные профессиональные задачи. Это обусловлено теми направлениями работы, которые очертили в своих планах Росаэронавигация и Госкорпорация по ОрВД. А именно, внедрение систем CNS/ATM; внедрение сокращенных минимумов вертикального эшелонирования RVSM; укрупнение центров ОВД; обновление и техническая модернизация систем и средств ОВД; переход на спутниковую аэронавигацию с применением системы ГЛОНАСС; открытие новых воздушных трасс, проходящих над территорией Россией; развитие сети азиатских, трансазиатских, кроссполярных, трансполярных, транссибирских и трансвосточных воздушных трасс. В этих условиях быть «хозяином неба», владеть обстановкой и не допускать авиационных инцидентов – становится сверхзадачей. В век автоматизации и компьютеризации авиадиспетчер все равно не сдаст свои позиции, потому что выполнение сверхзадач подвластно только человеку.

   

    Победители ежегодного Конкурса профессионального мастерства диспетчеров управления воздушным движением, который проходил с 24 по 26 апреля 2007 года в Санкт-Петербургском Государственном Университете Гражданской авиации.

    Лучшим диспетчером страны признан Сергей Викторович Шабалин, диспетчер Хабаровского Районного Центра филиала «Аэронавигация Дальнего Востока».

    Второе место занял диспетчер Челябинского Районного Центра ОВД филиала «Аэронавигация Урала» Сергей Александрович Чижов.

    Третье место занял Александр Валерьевич Онищенко, диспетчер Воркутинского Районного Центра ОВД филиала «Аэронавигация Северного Урала».

    Лауреатами конкурса признаны:

    Михаил Владимирович Кременчуцкий, диспетчер подхода Хабаровского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока». Ему также был вручён приз за лучший профессиональный имидж.

    Роман Сергеевич Раков, диспетчер подхода МЦ АУВД.

    Артем Викторович Бондарев, диспетчер подхода Новосибирского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Западной Сибири».

    Дмитрий Вячеславович Прокудин, диспетчер круга Восточно-сибирского объединенного Центра ОВД филиала «Аэронавигации Восточной Сибири».

    За лучшее владение английским языком награждены:

    Дмитрий Вячеславович Прокудин, диспетчер круга Восточно-сибирского объединенного Центра ОВД филиала «Аэронавигации Восточной Сибири».

    Марк Владимирович Делегеоз, диспетчер Районного Центра Восточно-сибирского объединенного Центра ОВД филиала «Аэронавигация Восточной Сибири».

    Валерий Михайлович Невидимов, диспетчер подхода Тюменского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири».

    Редакция журнала поздравляет победителей и желает им дальнейших успехов!

    Мы будем следить за третьим ежегодным Конкурсом профессионального мастерства диспетчеров управления воздушным движением. Который состоится в 2008 году.

   



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОШИБОК БОРТИНЖЕНЕРОВ В ИНЦИДЕНТАХ С ТРАНСПОРТНЫМИ САМОЛЕТАМИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭКСПЕРТНОМУ ПРОГНОЗИРОВАНИЮ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
    

Сергей МИРОНОВ: «Без инновационного развития машиностроительного
комплекса России будет трудно занять подобающее место в XXI веке», Часть 4

    

ЖЕРТВА ПРОГРЕССА, перевод из журнала «Aviation Safety World», октябрь 2006 г., стр. 18-24

КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ВЫЗОВ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
Где можно выучиться на бортпроводника?

FAQ-Авторизация

Требуется Flight Safety Inspector

"Союз" на миллиард долларов

С наступающими праздниками!


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть