СИНТЕЗ АДАПТИВНОГО К ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ СОСТОЯНИЮ ЛЕТЧИКА МНОГОФАКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИМИ ПРОТИВОПЕРЕГРУЗОЧНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ
По совокупности идентифицированных и систематизированных факторов, снижающих переносимость пилотажных перегрузок, обосновано формирование закона управления противоперегрузочным устройством пневматического типа, как многомерной функции аргументов: величина пилотажной перегрузки, действующей в направлении «голова-таз», скорость ее нарастания, продолжительность воздействия, величина положительной боковой составляющей перегрузки, степень адекватности реакции организма летчика на действие перегрузки, запас текущих резервных возможностей летчика по переносимости пилотажных перегрузок.
Согласно концепции активного предотвращения авиационных происшествий (АП), безопасность полетов достигается путем заблаговременного снижения уровня риска АП до уровня, определяемого как допустимый. Допустимый уровень представляет собой оптимальный баланс между безопасностью и требованиями, которым должен удовлетворять процесс применения авиации согласно предназначению, включая боевую или экономическую эффективность. Достижение уровня риска, соответствующего допустимому, - интерактивный процесс идентификации, количественного оценивания факторов риска АП и их совокупностей, синтеза, оптимизации и реализации управленческих (корректирующих) воздействий (мероприятий) [1]. При выборе направления активного поиска аварийных факторов приоритетными являются те компоненты авиационно-транспортной системы, которые в наибольшей степени подвержены влиянию неблагоприятных факторов полета. Бесстрастная статистика аварийности в авиации свидетельствует, что 60-80% АП связаны с человеческим фактором [2, 3]. С развитием авиации совершенствуются тактико-технические характеристики авиационной техники, в том числе боевой, и человек становится все более уязвимым звеном в системе «Экипаж-самолет-среда».
В полете на современном боевом высокоманевренном самолете летчик подвергается воздействию множества неблагоприятных факторов. Особое место среди них занимают пилотажные перегрузки, вызывающие изменения в функциональном состоянии (ФС) летчика: от незначительных нарушений функций аппарата зрения до потери сознания. Поэтому пилотажные перегрузки, возникающие при маневрировании высокоскоростных самолетов, относят к наиболее серьезным экстремальным факторам, существенно влияющим на безопасность полетов [4]. Чаще имеют место положительные продольные перегрузки (ny), действующие на летчика в направлении голова – таз. Они достигают наибольших значений, а переносятся значительно хуже, чем перегрузки, действующие в направлении грудь – спина. По данным анонимных опросов от 12% до 30% летчиков истребительной авиации теряли сознание в полете [4, 5]. Кроме того, есть утверждение, что более 50% потерявших сознание летчиков не помнят этого факта по причине амнезии [6].
Скачать полную версию статьи: