ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРВАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ АВИАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
В статье предложена реализация возможностей интервального метода для оценки состояния инерциальной навигационной системы в интересах повышения уровня безопасности полетов воздушных судов. При помощи указанного подхода возможна оценка состояния и других систем авиационного оборудования.
Состояние систем авиационного оборудования обуславливает в значительной степени уровень безопасности полетов и риск развития опасной ситуации в полете. При рассмотрении возможности применения методов интервального анализа для оценивания и прогнозирования уровня безопасности полетов [1] были показаны общие подходы и пояснено, что интервальный анализ имеет наивысшую ценность в задачах, где неопределенности и неоднозначности являются неотъемлемой частью постановки задачи. Именно таким свойством обладают ошибки инерциальных навигационных систем (ИНС), составляющих ядро навигационных комплексов. Анализ исследований и разработок в области ИНС [2] показывает, что их развитие, в основном, ориентировано на решение функциональных задач и не в полной мере учитывает проблемы безопасности полета, на которую весьма значительно влияет состояние ИНС [3.]
В настоящее время накоплен значительный практический опыт по определению в наземных условиях и последующей компенсации в полете инструментальных дрейфов гироскопических измерителей ИНС. В то же время работам по применению для этих целей информации о функционировании ИНС в полете уделяется, на наш взгляд, неоправданно мало внимания.
Оценка параметров состояния ИНС может быть выполнена с применением технологий комплексной обработки наблюдений, формируемых по информации от внешних по отношению к ИНС систем. Решение указанной задачи опирается на известные модели ошибок ИНС. Однако на практике такие модели, как правило, известны неточно, что снижает достоверность оценок.
Скачать полную версию статьи: