Открытое письмо Левитину И.Е., Министру транспорта РФ

Разсолов Николай Александрович, заведующий кафедрой авиационной и космической медицины РМАПО МЗ и СР РФ


   

Увеличить Razsolov-1.jpg (85кб)

   

    Открытое письмо Министру транспорта РФ Левитину И.Е.

   

    Глубокоуважаемый Игорь Евгеньевич!

   

    Поводом для настоящего открытого письма стало мое участие 29.10.2007 г. в заседании Межведомственной Комиссии по безопасности полетов и невозможность высказать свои соображения по вопросам совершенствования врачебно-летной экспертизы и организации медицинского обеспечения полетов в Гражданской авиации в кратком выступлении в прениях.

    Разработка Федеральных правил по вопросам совершенствования врачебно-летной экспертизы (ВЛЭ) и медицинского обеспечения полетов (МОП) в Гражданской авиации весьма актуальна. Конкурсная комиссия Министерства транспорта приняла ошибочное решение, поручив разработку медицинских лотов техническому ГосНИИ ГА и проигнорировав другие заявки.

    В своем докладе на заседании Комиссии по безопасности полетов представитель ГосНИИ ГА Г.Л. Стронгин наметил программу разрушения системы медицинского обеспечения полетов в ГА. Это относится к ликвидации трехзвеньевой системы МОП, отходу от нозологического построения расписания болезней по специальностям врачей-экспертов, отказу от «индивидуальной оценки» («принципа гибкости» по терминологии ИКАО) и стационарной врачебно-летной экспертизы, а также нелепому предложению о введении в состав ВЛЭК и ЦВЛЭК «уполномоченных экспертов с правом решающего голоса».

    Все эти вздорные предложения по ликвидации стройной системы МОП в России публично провозглашаются Г.Л. Стронгиным с 1995 года. Это было изложено в письме руководства ГосНИИ ГА № 80 511-434 от 23.02.1995 г., предлагавшего всю систему МОП в ГА РФ заменить на центр по авиационной медицине при ГосНИИ ГА. Далее, Г.Л. Стронгин разработал свою версию «ФАП – медицинские стандарты и сертификация» (1995), согласно которой надо ликвидировать врачебно-летные экспертные комиссии и заменить их авиамедицинскими экспертами. Оба эти проекта были отвергнуты как дезорганизующие систему МОП в ГА России. Подобное реформаторство было расценено как невежество в деле МОП и преклонение перед Западом. В 1995 г. Г.Л. Стронгин с группой таких же авиамедицинских «реформаторов» (Вигдорчик В.И., Казаков А.А. и др.) добились распоряжения Министерства здравоохранения РФ о создании двух рабочих групп по реформированию ВЛЭ в РФ. Одну из них возглавил Г.Л. Стронгин. Двухлетняя «работа» горе-реформаторов завершилась заменой двух-трех слов в добротно подготовленном сотрудниками ЦВЛЭК и кафедры авиационной и космической медицины РМАПО основополагающем документе – ФАП МО ГА-1998 г. Все усилия Г.Л. Стронгина направлены на ликвидацию лучшей в мире российской системы МОП и ВЛЭ.

    Популистские предложения Г.Л. Стронгина об отмене стационарного обследования лиц летного состава и переходе только на амбулаторное освидетельствование, а также отказе от индивидуальной оценки при вынесении экспертного заключения по неведению встречают поддержку у некоторых руководителей авиакомпаний. Введение этих предложений в практику приведет к массовому освобождению от летной работы пилотов старшей возрастной группы (около 50%), поскольку 70% летного состава перешагнули сорокалетний рубеж и многие из них имеют те или иные заболевания. Стационарная экспертиза оценивает функциональные резервы человека и риск «отказа» здоровья в полете и в более, чем 80% случаев дает положительное заключение о продолжении летной работы. При современном дефиците летных кадров в России отмена стационарной экспертизы выглядит кощунственно на фоне планируемого создания новых летных школ при авиакомпаниях. Кроме того, стационарное обследование следует проводить не с 55 лет, как принято в настоящее время, а с 50 лет. При этом первое стационарное обследование (в 50 лет) может проводиться в ряде хорошо оснащенных стационаров (Медицинский центр «Аэрофлот – Российские авиалинии», МСЧ при аэропортах Пулково, Иркутск и др.). Последующие стационарные обследования (55 лет и старше) должны проводиться в ЦКБ ГА.

    Российская врачебно-летная экспертиза в 2009 году отметит свое столетие. В основе национальной ВЛЭ традиционно находилось бережное отношение к летным кадрам, своего рода человекосберегающее направление. Это достигалось качественным отбором кандидатов на летную работу комиссионным способом, ежегодным переосвидетельствованием и оздоровлением (диспансеризацией или реабилитацией). Врачебно-летная экспертиза непрерывно совершенствуется, внедряет в практику все последние достижения медицинской науки, такие как: мониторирование электрокардиограммы и артериального давления, ультразвуковые методы исследования, компьютерная томография, радиоизотопные методы исследования и др. Углубленное изучение функциональных резервов человека позволило врачам-экспертам допустить к продолжению летной работы тех лиц, которых они ранее признавали негодными из-за боязни «отказа» в здоровье. Стационарная ВЛЭ сохранила на летной работе в России несколько тысяч пилотов и обеспечила при этом высокое качество экспертизы. Средний возраст ухода с летной работы по состоянию здоровья достиг 54 лет. Экономический эффект от летного долголетия составил миллиарды рублей, поскольку известно, что подготовка одного высококлассного пилота обходится авиакомпании в один миллион долларов.

    Авиамедицинской подготовкой медицинских кадров для Гражданской авиации и разработкой теоретических и практических вопросов медицинского обеспечения полетов (МОП) на протяжении почти 70 лет занимается кафедра авиационной и космической медицины Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) Министерства здравоохранения и социального развития РФ. На кафедре прошли подготовку по авиационной медицине все врачи и средние медицинские работники России, стран СНГ и других государств. Коллектив кафедры подготовил три издания «Руководства по авиационной медицине» (1985, 1999, 2006). Кафедра работает на базе Центральной клинической больницы ГА (ЦКБ ГА) и тесно сотрудничает с Центральной врачебно-летной экспертной комиссией ГА (ЦВЛЭК ГА).

    В России функционирует стройная трехзвеньевая система МОП:

    - проводится ежедневная экспертиза на предполетном (предсменном) осмотре лиц летного и диспетчерского состава;

    - ведется динамическое наблюдение за летным составом врачами авиакомпаний (летных отрядов);

    - осуществляется экспертиза здоровья лиц летного и диспетчерского состава врачебно-летными экспертными комиссиями (ВЛЭК).

    В России работают 47 ВЛЭК. Все врачи, являющиеся членами ВЛЭК, проходят в обязательном порядке подготовку по авиационной медицине на кафедре РМАПО, а по узкой специальности (неврология, хирургия, офтальмология и др.) – на профильных кафедрах. В целом, около 2000 авиационных врачей успешно решают вопросы МОП в ГА РФ, 300 из них являются врачами-экспертами и обеспечивают высококачественную врачебно-летную экспертизу.

    Упорное многолетнее желание Г.Л. Стронгина перестроить ВЛЭ в России на американский лад не поддается объяснению.

    Врачебно-летную экспертизу в США осуществляют единолично (а не коллегиально) около 6 тысяч семейных врачей – участковых терапевтов или врачей общей практики по нашей терминологии. Эти частнопрактикующие специалисты первичного звена имеют в своем распоряжении аппарат для измерения артериального давления, электрокардиограф и прибор для определения остроты зрения. В офисах семейных врачей отсутствуют клинические и биохимические лаборатории, отделения функциональной и рентгенологической диагностики. Пилоты не направляются к врачам-экспертам: невропатологу, хирургу, офтальмологу и оториноларингологу. Американский авиамедицинский эксперт (АМЭ) до минимума сводит лабораторные исследования. Каждый АМЭ в процессе освидетельствования пилотов производит оценку состояния здоровья с позиций семейного врача, собирает стандартный анамнез, снимает электрокардиограмму, определяет остроту зрения и слуха, в случае необходимости направляет к консультанту. Над АМЭ предусмотрено 5 иерархических уровней обжалования его решения. Ни один американский АМЭ по знаниям и качеству ВЛЭ не может сравниться с коллективными профессиональными и экспертными знаниями 5 российских врачей-экспертов.

    По данным Буза (Booze C.F.) ежегодно в США среди летного состава регистрируется свыше 4000 случаев внезапной потери работоспособности в связи с развитием острого заболевания, около 700 из них заканчивается летальным исходом, по 5-18 полетов ежегодно заканчивается фатально, то есть катастрофой – по причине острого нарушения в состоянии здоровья пилота.

    Авиационных происшествий, вызванных «отказом здоровья в полете», в России более 40 лет не регистрировалось. Российская ВЛЭ имеет высокие качественные показатели. Неоправдавшийся экспертный прогноз – «отказ здоровья» в период действия заключения ВЛЭК о годности пилота к летной работе составляет 0,24%. Например, в Англии этот показатель равен 1%. Следовательно, качество ВЛЭ в России в 4 раза выше, чем в самой богатой стране Евросоюза. Это заслуга комиссионного, коллегиального способа освидетельствования пилотов, отечественной системы медицинского обеспечения полетов.

    Средний возраст освобождения от летной работы по состоянию здоровья в США равен 46-47 годам, а наши пилоты летают в среднем на 5-7 лет дольше, до 54 лет. Международная Организация Гражданской Авиации (International Civil Aviation Organization – ICAO) считает, что высокопрофессиональные пилоты должны летать как можно дольше. ICAO разрешила выполнение международных полетов в качестве командиров воздушных судов в возрасте до 65 лет при условии, что возраст второго пилота менее 60 лет.

    Конкурсная комиссия Министерства транспорта поручила разработку двух медицинских лотов Г.Л. Стронгину, который упорно и давно работает над разрушением отечественной системы МОП. Это напоминает мифологическую ситуацию назначения волка в качестве сторожа овечьего стада. К этому стоит добавить, что в ответ на вопрос о квалификации Г.Л. Стронгин признался в том, что он не имеет никакого личного опыта ни во врачебно-летной экспертизе, ни тем более в деле организации медицинского обеспечения полетов. Выделение финансовых средств на разработку двух федеральных правил человеку, не имеющему ни профессиональных, ни моральных прав, стало возможным вследствие того, что медицинская служба Гражданской авиации обезглавлена на протяжении 4 последних лет.

    Глубокоуважаемый Игорь Евгеньевич!

    Считаю, что решение конкурсной комиссии Министерства транспорта РФ поручить разработку Федеральных правил по вопросам совершенствования врачебно-летной экспертизы и медицинского обеспечения полетов в ГА Стронгину Г.Л. было ошибочным, субъективным, данное решение обусловлено тем, что члены комиссии – это бывшие сотрудники ГосНИИ ГА. Сложившаяся ситуация должна быть исправлена на объективное решение согласно государственному подходу к законодательным инициативам.

   

    С искренним уважением

    Разсолов Николай Александрович, заведующий кафедрой авиационной и космической медицины РМАПО МЗ и СР РФ, доктор медицинских наук, профессор, академик Российской Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, заслуженный работник высшей школы РФ.



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ В АВИАКОМПАНИЯХ

Человеческий фактор. Доклад заместителя начальника Инспекции по Безопасности Полетов ОАО "Аэрофлот" Георгия Николаевича Матвеева
    

Пути развития общей и математической теории эксплуатации авиатехники и авионики на основе информационно-факторн
ых подходов


Учет человеческого фактора в математической модели управляющих действий экипажа воздушных судов нового поколения, Гребёнкин А.В.
    

Информационно-факторн
ый анализ действия экипажей в сложных и аварийных ситуациях



 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
С международным днем гражданской авиации!

Ими гордится Родина!

С наступающими праздниками!

Видео - материалы

Где можно выучиться на бортпроводника?


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть