Пути развития общей и математической теории эксплуатации авиатехники и авионики на основе информационно-факторных подходов
В статье рассматриваются наиболее перспективные пути развития общей и математической теории эксплуатации авиатехники и авионики при применении приоритетных информационно-факторных подходов.
Проводится анализ существующих теорий и подходов к эксплуатации воздушных судов различных поколений. Показано, что авионика ВС нового поколения представляет собой предельно сложные автоматизированные электронные комплексы.
Самолетостроение за свою историю прошло несколько этапов развития. Японские специалисты в области авиации определяют этапы развития воздушных судов следующим образом:
- 1900 – 1940 гг. – механизация воздушных судов;
- 1940 – 1970 гг. – электрификация воздушных судов;
- 1970 – 2000 гг. – электронизация воздушных судов;
- 2000 г. и далее – внедрение искусственного интеллекта (ИИ).
Этап электронизации воздушных судов ознаменовался применением интегральных микроэлектронных технологий и созданием на их основе бортовых высокопроизводительных компьютеров и новых автоматизированных систем контроля и управления. Тогда-то из слов «авиация» и «электроника» возник новый термин – «авионика». Так стали в конце XX века называть бортовые электронные средства и их комплексы, обеспечивающие управление полетом. ХХI век может стать переходом к искусственному интеллекту в управлении. Однако существующие интегрированные комплексы и системы бортового цифрового оборудования нельзя считать комплексами, построенными на основе искусственного интеллекта, так как средства информационной поддержки принятия решения человеком (СИППР) отсутствуют. Анализ подобных систем показывает, что в настоящее время пока не созданы бортовые информационно-управляющие системы (БИУС) с системой СИППР, построенные на базе ИИ. Лишь в отдельных публикациях можно встретить упоминание о подобных системах [1, 2].
Скачать полную версию статьи: