Статьи :: Авиапсихология ::

ПИЛОТОВ ПОЛВЕКА УЧИЛИ ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНО

Деревянко Виталий, Газета «Воздушный транспорт».


   

Увеличить simul510.gif (67кб)

    Фото: leaviators.com

   

    Виталий Деревянко, руководитель группы CRM авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии».

   

    ПОДГОТОВКА АВИАПЕРСОНАЛА ПО ПРОГРАММЕ CRM (УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ЭКИПАЖА) В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

   

    Существует устойчивое убеждение, что «человеческому фактору у нас не учат». Но это неверно. Как пилот с тридцатилетним стажем смею заверить, что ни один участник «инцидентов, связанных с человеческим фактором» такого обучения не избежал. Причина, почему оно ему не помогло, не только в степени эффективности учебной программы, но и в отсутствии навыков, гарантирующих применение, развиваемых при обучении, а также качества нашей авиационно-транспортной системы. Сказывается и низкий ныне престиж авиационных профессий, формируемый в том числе и скупыми на похвалы средствами массовой информации...

    Проблема человеческого фактора в авиации стала очевидной с первых дней ее существования. Во время Первой мировой войны большинство пилотов погибали не из-за авиатехники или действий неприятеля, а не справившись с пилотированием. Тогда профессиональную надежность пытались обеспечить с помощью отбора, дисциплинарной практики и теоретической подготовки летного состава, в том числе и человеческого фактора.

    Нам, безусловно, принадлежит приоритет в исследовании проблем человеческого фактора, во всем мире широко известны работы академика В. Пономаренко, В. Козлова, Ю. Стрелкова, Н. Заваловой, Б. Ломова. Но у нас пока нет действенной системы профессиональной подготовки персонала современного уровня, направленной на практический результат. Применяемые сегодня программы:

    Академии ГА «CRM России. Тренинг сильного командира»;

    «Управление интеллектуальными ресурсами экипажа», авиакомпании «Волга-Днепр»;

    CRM авиакомпании «Сибирь» и

    CRM ОАО «Аэрофлот»

    страдают отсутствием системности, квалификационного стандарта и практичности. Остальные курсы, пожалуй, чисто теоретические. Переход на современный уровень подготовки авиаперсонала по программам CRM и ЧФ потребует времени и ресурсов. Без объединения усилий проблему решить невозможно. Старые стереотипы преодолеть сложнее, чем сформировать новые.

    В «Аэрофлоте» мы это испытали на себе, когда полтора года назад опубликовали в «Руководстве по производству полетов (РПП)» современные принципы политики авиакомпании в области CRM и ЧФ, подготовили с помощью британских специалистов группу тренеров-инструкторов CRM по стандарту, разработали программу подготовки и начали трехэтапный переходный процесс.

    Сегодня, когда проведено более 150 семинаров, подготовлено по новой программе около тысячи летных специалистов, накоплен практический опыт, мы готовы к переходу на следующий уровень и приступили к подготовке собственных инструкторов.

    На организованном летной службой авиакомпании «Сибирь» 21 мая с. г. «круглом столе» по проблемам подготовки авиаперсонала по CRM и ЧФ, в котором, кроме «Аэрофлота» и «Сибири», участвовали «Волга-Днепр», «ВИМ-Авиа» и «Трансаэро», мы пришли к единому мнению о необходимости продолжения сотрудничества и разработки федерального стандарта программ подготовки авиаперсонала по CRM и ЧФ. Аналогичная работа начата на прошедшем в столице Казахстана в апреле заседании Координационного совета при МАК по подготовке авиационных специалистов. А в конце октября «Аэрофлот» по инициативе профессора Валерия Козлова проведет двухдневную конференцию по вопросам внедрения учения о человеческом факторе. Регистрация открыта на корпоративном сайте авиакомпании: Aeroflot.ru и на неформальном Форуме CRM Pilotinfo.ru.

    Самое важное – понять, что принцип «приказать и запретить» в авиации оборачивается только негативными последствиями, а понятие «сильный командир» – уже прошлое. В век информации проблемы человеческого фактора следует решать на современном уровне, с учетом международного опыта, системно и профессионально.

    От федеральных властей мы ждем, во-первых, утверждения единой федеральной программы подготовки авиаперсонала в области CRM и ЧФ, соответствующей современным международным стандартам, обязательной для продления/выдачи свидетельства эксплуатанта, обеспеченной механизмом государственного контроля качества. Во-вторых, легализации персонала CRM, внесения соответствующих должностей в «Квалификационный справочник...» и введения федерального реестра инструкторов-экзаменаторов CRM. В-третьих, организации открытого обмена информацией, программами, методиками подготовки по CRM и ЧФ, вплоть до запрета на корпоративную интеллектуальную собственность. Безопасность – задача общенациональная.



  Рейтинг:
Уже написано комментариев: 2

18:21 28-08-2007   Участник: raider36
Заголовок:
Об обмене информацией
Позитив:
    Обмен информацией по человеческому фактору между авиакомпаниями очень важен, его не заменит ни одна целевая программа.

22:07 31-08-2007   Участник: Руслан-GVN
Заголовок:
Будущее - это хорошо забытое прошлое
Позитив:
    Развеселили...Спасибо.
Негатив:
    Понятие "сильный командир" ещё всех нас переживет. Не торопитесь его закапывать...В "момент истины" промокашка со стандартами не поможет!

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
ЖЕРТВА ПРОГРЕССА, перевод из журнала «Aviation Safety World», октябрь 2006 г., стр. 18-24

Учение «человеческий фактор» как основа формирования профессиональной культуры персонала при переходе авиакомпании к управлению безопасностью полетов
    

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА И УМЕНИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
    

Предвыборный маршрут: Москва-Калининград-Му
рманск

    

Будущим призывникам: фоторепортаж с Учений "Индра-2007",
Часть 8

    


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
Видео - материалы

"Союз" на миллиард долларов

UAVs - Unmanned Aerial Vehicles - Беспилотники

Где купить радиоуправляемый беспилотник?

Добавлена новая опция модерирования - Доступ


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть