Статьи :: Авиапсихология ::

Кто такой инструктор CRM?, Сидоренко А.Е.

Тезисы докладов научно-практической конференции Человеческий фактор в условиях перехода авиакомпании к управлению безопасностью полетов, Под редакцией доктора медицинских наук, профессора В.В. Козлова, Москва - Шереметьево


    Кто такой инструктор CRM?

    Сидоренко А.Е., пилот-инструктор группы CRM ОАО «АЭРОФЛОТ»

   

Увеличить CRM.ht1.jpg (32кб)

    фото: www.avia141.com

   

    Квалификация инструктора CRM должны рассматриваться через призму таких характеристик, как :

    -требования к специалисту;

    -уровень подготовки;

    -работа с аудиторией.

    Кроме того, важно определиться и с другими вопросами:

    -как подготовить профессионала;

    -о праве на ошибку.

    Кто может быть инструктором CRM?

    Инструктор CRM может быть авиационный специалист с опытом летной работы, позволяющим ему общаться с аудиторией на одном «языке», и обладающий необходимыми знаниями и навыками в работе с аудиторией.

    Что нужно знать инструктору CRM?

    Основные его знания должны включать:

    -содержание базового курса программы подготовки ЛС по CRM;

    -более глубоко и детально - основы психологии;

    -основы педагогики;

    -содержание всей тематики по CRM;

    -практические примеры и рекомендации из опыта летной эксплуатации авиационной техники, находящейся на эксплуатации в авиакомпании;

    -особенности обучения взрослых (андрогогика).

    Взрослый человек легко формирует защитные реакции, оправдывающие привычное поведение. Поэтому задача обучения, ориентированного на коррекцию поведения, состоит в том, чтобы помочь человеку самостоятельно прийти к правильным выводам в ходе дискуссий, разбора конкретных случаев, решения проблем, моделирования ситуаций.

    Как увлечь аудиторию?

    Подготовка к проведению занятий строится на основании:

    -изучения теоретического материала;

    -разработки учебно-методических планов;

    -подборки наглядного материала, упражнений и тестов;

    -написания конспектов.

    Важно помнить, что:

    - объем и содержание материала по предлагаемой теме зависит от уровня подготовки слушателей и опыта их работы;

    -интерес к теме зависит от ее содержания;

    -самую «сухую» тему можно наполнить примерами из практической жизни авиакомпании, отрасли в целом, мировой практики и тем самым сделать интересной для аудитории;

    -примеры из личной жизненной практики помогут найти более тесный контакт с аудиторией;

    -постоянный обмен мнениями позволит вовлечь в работу всю аудиторию;

    -шутка, смешная история, уместный анекдот позволят удерживать интерес слушателей более длительный период времени.

    Как подготовить пилота-профессионала?

    Высокоинтеллектуальная авиационная техника предъявляет более высокие требования к подготовке персонала. Для работы в составе экипажа уже недостаточно знаний по эксплуатации ВС, правил полетов и навыков в пилотировании. Необходимы знания и навыки по вопросам:

    - межличностных отношений (коммуникации);

    - работы с информацией (обработка и обмен информацией);

    - принятия решения;

    - работы в команде и др..

    В каком объеме нужны знания современному пилоту?

    Программы подготовки составлены с таким расчетом, чтобы охватить весь спектр знаний по ключевым вопросам HF&CRM. Тематика и содержание программ подготовки:

    -человеческий Фактор в авиации, понятие о CRM; Политика авиакомпании в отношении CRM и ЧФ, Культура безопасности авиакомпании, стандартные процедуры, организационные факторы; Ошибка человека и надежность, цепь ошибок, предупреждение и распознавание ошибок, многоуровневая система защиты от ошибок, экипаж — единая команда;

    -коммуникации и координация в экипаже, вне экипажа и в авиакомпании;

    Ситуационная осознанность и управление рабочей нагрузкой; Стресс, управление стрессом, переутомление и бдительность; Принятие решений.

    -Восприятие и обработка информации, Управление вниманием;

    Эмоциональный контроль; Лидерство и корректная настойчивость; Риск и управление риском и угрозами; Качества CRM, Профессиональное поведение и критерии объективной оценки.

    О праве на ошибку.

    Рассмотрим некоторые выдержки из раздела 4.6 ОШИБКА ЧЕЛОВЕКА «Руководства по управлению безопасностью полетов» (РУБП):

    «В большинстве случаев в качестве фактора, вызвавшего авиационное происшествие или способствовавшего ему, называется ошибка человека. Зачастую ошибки совершаются квалифицированными сотрудниками, хотя очевидно, что они не планировали какого-либо происшествия. Ошибки не являются своего рода аномальным поведением; они представляют собой естественный побочный результат практически всех усилий человека. Ошибку необходимо воспринимать как нормальный компонент любой системы, в которой взаимодействуют человек и техника. "Человеку свойственно ошибаться." Простор для ошибок человека в авиации огромен. Осознание того, как нормальные люди совершают ошибки, играет ключевую роль в вопросах управления безопасностью полетов.

    Лишь в этом случае можно будет внедрить эффективные меры, позволяющие свести к минимуму последствия ошибок человека для безопасности полетов. Даже если ошибок человека невозможно полностью избежать, они поддаются контролю посредством применения усовершенствованной техники, соответствующей подготовки и надлежащих правил и процедур. Большинство мер, призванных обеспечить контроль ошибок, касаются персонала "переднего края". Однако на результаты работы пилотов, диспетчеров УВД, инженеров по техническому обслуживанию и т. д. могут оказывать существенное влияние организационные, нормативные, культурологические факторы и факторы производственной среды, затрагивающие рабочий процесс. Например, благодатной почвой для многих предсказуемых ошибок человека являются процессы организационного характера, включая неадекватные средства связи, нечеткие процедуры, неудовлетворительные графики, недостаточные ресурсы,

    нереалистическое бюджетное планирование - фактически, все процессы, которые может контролировать организация».

    На рисунке обобщены некоторые факторы, способствующие ошибкам

   

Увеличить sidor1.gif (19кб)

    Рис. 4-5. Факторы, способствующие ошибке человека

    Преодоление ошибок человека

    К счастью, лишь немногие ошибки приводят к неблагоприятным последствиям, не говоря уже об авиационных происшествиях. Исходя из того, что ошибки являются нормальным явлением в поведении человека, полное исключение ошибки человека было бы нереальной задачей. Таким образом, проблема состоит в том, чтобы научиться безопасно преодолевать неизбежные ошибки.

    Одним из важных принципов CRM является признание права на ошибку. Знания и навыки, полученные при изучении CRM , повышают критичность оценки своих действий.

    Чтобы принципы CRM применялись на практике, необходимо сформировать в авиакомпании профессиональную среду, поддерживающую эти принципы. Это и есть культура безопасности авиакомпании.



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ТЕРМИНАЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ В ТЕХНИКЕ ПИЛОТИРОВАНИЯ КУРСАНТА

Казахстан пишет летопись успехов
    

МОЖНО ЛИ УПРАВЛЯТЬ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБСУЖДЕНИЕ ВЫХОДА (РУБП) Doc 9859 AN/460 ИКАО
    

ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМ ПРИ АКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ УРОВНЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
    

О ПОКАЗАТЕЛЯХ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В АВИАКОМПАНИИ
    


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
Видео - материалы

С международным днем гражданской авиации!

Миф о беспилотной гражданской авиации

С наступающими праздниками!

"Союз" на миллиард долларов


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть