Статьи :: ПБП ::

АПРИОРНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ ЛЕТЧИКА НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ПОЛЕТАМ

д. м. н. С. К. Солдатов (ГосНИИИ военной медицины Минобороны России), д. т. н. А. Г. Гузий (ВВИА им. Н.Е. Жуковского) и др., журнал «Проблемы безопасности полетов»


    Предложен подход к априорному оцениванию профессиональной надежности летного состава с помощью синтезируемых показателей психофизиологического напряжения (ПНФ) и совокупности определяющих его психофизиологических параметров в процессе тренажной подготовки и на этапе контроля готовности к самостоятельным полетам. Приведен вариант формализованной оценки уровня ПНФ летчика при выполнении упражнений на комплексном авиационном тренажере.

   

    Проблема обеспечения безопасности полетов была и остается актуальной на всех этапах развития авиации, о чем свидетельствует высокий и относительно стабильный уровень аварийности в мире за последние годы. Досадным исключением для гражданской авиации СНГ является 2006 год, когда произошло резкое увеличение количества авиационных происшествий (АП) - 33, причем более 50% из них – КАТАСТРОФЫ – 17! [1].

    Установлено, что доля происшествий, имеющих одним из факторов ошибку экипажа, составляет 60 - 80% [2 - 4]. Поэтому очевидно, что количество ошибочных действий экипажа является одним из наиболее значимых показателей при оценке безопасности и эффективности функционирования авиационно-транспортной системы (АТС), поскольку именно летчик остается наиболее уязвимым звеном, на характере действий которого отражаются любые отклонения и несовершенства в функционировании всех компонентов АТС [4, 5, 6]. Именно на летчика возлагаются действия по компенсации (устранению) этих отклонений, по нейтрализации (уклонению) влияния всех неблагоприятных факторов полета.

    Факты свидетельствуют, что наивысший уровень безопасности полетов (БП) в отечественной авиации приходится на период с середины 70-х до середины 80-х годов прошлого века [4, 5]. Это было обусловлено, очевидно, тем, что проблема БП находилась в центре внимания руководства страны, признавалась проблемой государственного масштаба, поэтому имела серьезную материальную поддержку.

    За последние 15 - 20 лет имевшие место реорганизация и сокращения в авиации, особенно в военной, привели не только к снижению общего налета у летчиков, но и к существенному уменьшению среднестатистического налета на одно АП [4, 8].

    Произошедшее снижение среднего налета до критических величин (30 - 35% минимально необходимого [8]) привело к потере летных навыков и умений, нивелированию тренирующего эффекта реальных полетов и, как следствие, к снижению профессиональной надежности членов летных экипажей. Этот вывод подтверждают результаты анализа авиационных инцидентов в 2001 - 2003 гг. (табл. 1).

   

    Скачать полную версию статьи:

soldatov-082007.pdf (164кб)

   



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
Фоторепортаж из музея НПП «Звезда»
    

Человеческий фактор. Доклад заместителя начальника Инспекции по Безопасности Полетов ОАО "Аэрофлот" Георгия Николаевича Матвеева
    

Математическое обоснование центральной модели взаимосвязи показателей прироста эффективности полета с диапазоном полифакторности

ПАГУБНАЯ ПРИВЫЧКА К АВТОМАТИЗАЦИИ
    

ОТМЕЧАЯ «ЗАСЛУГИ» СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОБ ОПАСНОСТИ СБЛИЖЕНИЯ С ЗЕМЛЕЙ (TAWS), ПРОДОЛЖАЕМ ИЗВЛЕКАТЬ УРОКИ
    


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
Видео - материалы

Человеческий фактор против ИИ

Добавлена новая опция модерирования - Доступ

Симуляция симулятора

Ошибка в работе сайта


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть