Статьи :: ПБП ::

Этимология содержания безопасности транспорта

к. т. н. Н. И. Плотников, ЗАО Исследовательский Проектный Центр авиаменеджер, журнал «Проблемы безопасности полетов»


Содержание:


    Представлен краткий обзор понятийных терминологических неопределенностей, связанных с предметом безопасности в авиации и воздушном транспорте. Отсутствие аксиоматических определений безопасности деятельности затрудняет правовое регулирование, ограничивает рыночные механизмы хозяйствующих субъектов. Рассматриваются понятия, термины и определения, связанные с семантическим кластером предмета безопасности. Последующей задачей является критический анализ существующей практики управления безопасностью транспортных комплексов и составление новой концепции, основанной на интерактивном подходе управления и общественной ответственности.

   

   

Содержание проблемы безопасности воздушного транспорта

   

    Ежедневно более трех миллионов пассажиров находятся в воздухе. Ежегодно перевозятся более 1,4 миллиарда человек на 17 миллионах рейсов. Каждые две секунды в мире происходит посадка воздушного судна (ВС). Безопасность является абсолютной ценностью. Массовое потребление услуг авиаперевозок качественно изменило коммуникации и перемещения людей. Воздушный транспорт по природе риска воспринимается человеческим сознанием как повышенный источник опасности для жизни. Деятельность воздушного транспорта воплощается в конкретном полете ВС и сводится к двум качественным показателям: ресурсной целесообразности (экономике) и императивам выживания - безопасности. На взаимосвязи этих двух паракритериев строится взаимодействие вовлеченных в отрасль субъектов.

    Определение безопасности - «свобода от опасности» характеризует несуществующее и никогда не реализуемое состояние. Согласно словарю Робера термин «безопасность» упоминается с 1190 года [1]. Термин означал спокойное состояние духа человека, защиту от опасности. Представления о безопасности принимаются в виде декларативных девизов: «Если, по Вашему мнению, безопасность слишком дорого обходится, значит, Вы не знаете, что такое авиационное происшествие»; «Безопасности много не бывает»; «Безопасность – дело каждого» Safety is everybody’s business. Одно из определений безопасности представлено доктором В. Лоуренсом из Гарвардского университета в книге «Приемлемый риск»: «Объект является безопасным, если его ожидаемые риски принимаются как приемлемые». Данное определение в основном принято международным сообществом и не может быть признано удовлетворительным.

    В Законе РФ «О безопасности» безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Существует фундаментальное противоречие индивидуальной безопасности личности и безопасности общества. Нормативная деятельность общества неизбежно ограничивает личностные свободы выбора в безопасности. Взаимное противоречие разных видов техногенной деятельности отражено в законодательстве по техническому регулированию, где предусматривается более десятка видов безопасности. В их числе – радиационная, пожарная, экологическая. Безопасность взаимодействия с природной средой смешивается с техногенными видами взаимодействия. Классификационная проблема затрудняет сознательное управление безопасностью жизнедеятельности. Существует неопределенность описания категорий безопасности жизнедеятельности. Практика управления безопасностью жизнедеятельности сводится к организации специализированных ответственных структур. Существует до сих пор дефицит понимания единства управления экономикой и безопасностью и важности инвестирования в безопасность. Искажается информация о реальном риске полетов для информирования общественности.

   

   

Законодательная терминология безопасности жизнедеятельности

   

    Безопасность жизнедеятельности – это состояние условий и поведение деятеля, исключающее опасные и вредные воздействия. Детерминированность создаваемой формы транспортного комплекса задается идеей назначения. В процессе использования (эксплуатации) меняются требования и условия среды деятельности. Транспортный комплекс подвергается воздействиям событий, где проявляются несоответствия новым условиям. Растет неопределенность, и вероятности неопределенных состояний выражаются в форме случайных событий – факторов воздействия. Новые факторы являются сущностью и следствием пределов индивидуального и коллективного сознания создателей транспортного комплекса.

    Законодательство о транспортной безопасности, особенно в связи с явлением терроризма, еще не сформировано. В соответствии с ГОСТ РФ Р22.0.05-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения»: техногенная чрезвычайная ситуация (ТЧС) есть состояние, при котором в результате возникновения источника ТЧС на объекте (источник называют опасным техногенным происшествием) нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде. Таким образом, ТЧС определяется как мера риска и последствий для условий жизнедеятельности. Принципиально безопасность в разных областях технократической деятельности не имеет отличий. Все направления науки и практики проникают в сферу безопасности: технические, естественные, общественные. Исследования направлены на поиск большей гармонии состояний человека, создаваемой им техносферы и изменяемой им среды обитания. Разницу исследований безопасности разных видов жизнедеятельности можно обнаружить в мере их наукоемкости, чем особенно отличается аэрокосмическая индустрия.

    Нормативное поле понятий безопасности жизнедеятельности на транспорте и в воздушном транспорте формировалось относительно автономно. Поэтому в разных видах транспорта отсутствуют единые представления о транспортной безопасности. Автономно формировались понятия об управлении отраслью, называемыми сложными техническими системами (СТС), техногенными чрезвычайными системами (ТЧС) или транспортными системами (ТС) с добавлением наименования вида транспорта. Так в ГОСТ РФ Р22.2.08-96 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасность движения поездов. Термины и определения» по железнодорожной транспортной системой (ЖТС) понимают совокупность функционально взаимосвязанных технических средств и технического персонала, предназначенного для осуществления в регламентированных условиях перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам». Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определяет «безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта» как состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Федеральный закон от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет «безопасность дорожного движения» как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определяет «безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации» как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

    Термин «безопасность» [2] интерпретирует следующим образом: «безопасность представляет собой состояние, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска». В целом, ключевое понятие «безопасность» в разных видах жизнедеятельности, в частности в транспортной индустрии, имеют понятия, описывающие степень дискриминации. Здесь наблюдается несогласованность терминов. Так в разных видах авиации термины «авария» и «авиационный инцидент» толкуются различно (табл. 1).

   

Увеличить plotnikov072008-1.gif (34кб)

    Теория безопасности эргатических (биотехнических, антропотехнических, человеко-машинных) систем или комплексов разрабатывалась с опережением для материальных объектов в виде теории надежности техники. Основным термином дискриминации в теории надежности техники является отказ. В теории безопасности транспорта, связанной с человеческими потерями и утратой транспортных средств, синонимом отказа являются события типа катастроф и аварий. Теорию надежности рассматривают как часть теории безопасности применительно к техническому компоненту. Надежность как характеристика качества транспорта оценивается вероятностью выполнения безопасных операций: P = 1 – n / N, где n – число отказов, а N – общее число операций исследуемого и испытуемого множества.

   

Увеличить plotnikov072008-2.gif (14кб)

    Проследим, каким образом формировался понятийный и категориальный аппарат безопасности. Состояние объектов, которые представляют угрозу для жизни и здоровья людей, называются опасными. Отметим сразу, что опасность в этом понятийном описании к технике не относится. Надежность системы и ее предельный параметр – отказ не является тождественным тем состояниям и событиям, при котором безопасность дискриминируется. То есть отказ не обязательно ведет к аварии и катастрофе.

   

   

Этимологический анализ термов и понятий безопасности

   

    В существующей терминологии понятий и определений, связанных с предметом безопасности, классификации авиационных происшествий (АП) содержится проблема объективности отнесения того или иного состояния, события, ситуации в соответствии с экспертными суждениями и заключениями. Систематизированная информация и базы данных, составленные на этой основе, могут быть подвергнуты сомнению в отношении их достоверности и соответствия будущим более совершенным формам исчисления безопасности. Рассмотрим терминологию, связанную с предметом безопасности жизнедеятельности вообще и транспортной деятельности в частности. При этом к словарным, стандартизованным описаниям будем добавлять собственное понимание.

    Безопасность деятельности описывается следующими базовыми понятиями. Случайность, hazard (H) - определяется как ряд обстоятельств, которые могут быть причиной нанесения ущерба здоровью или привести к смерти. Риск, risk (R) - рассматривается как незащищенность от вреда или потери, как вероятность наступления опасного события. Опасность, danger (D) - определяют D = f(H,R), как комбинацию случайностей и риска, иначе – как подверженность ущербу или вреду. Угроза, threat (T) – потенциальное воздействие на состояние защищенности [3]. Под опасными факторами понимаются те из них, которые приводят к травмам, а под вредными, которые проводят к заболеваниям (ГОСТ 12.0.002-80). Безопасный, safe – защищенный от вреда или риска. Безопасность, safety: а) свобода от риска, опасности; б) отсутствие риска, опасности, в) императив индивидуального и видового выживания и самосохранения. Безопасность полетов, flight safety – состояние полетов с сохранением жизни и здоровья людей, машинных комплексов и окружающей среды. Происшествие, accident – событие, характеризующее изменения состояния безопасности. Меньшей угрозой является вариант происшествия - предпосылка incident. Авария – событие нарушения состояния защищенности. Катастрофа – событие полного разрушения состояния защищенности.

    Деятельность имеет n-мерный, атемпоральный характер. Попытаемся построить семантическую иерархию данных понятий в координатах понятия свободы от опасности «больше – меньше» вероятностей от единицы до нуля. Весь кластер понятий поделим на две группы. В одну группу войдут термины, характеризующие «состояние и ситуации» - категории континуального пребывания форм во времени и в пространстве. Во вторую группу войдут термины, характеризующие «события и факты» - категории локализации форм во времени и в пространстве, как результаты дискретных преобразований форм.

    Здесь мы обнаруживаем, что в функциях языка уже существует количественная дифференциация оценок реальности большей или меньшей опасности и рисков жизнедеятельности. Именно этой логикой пользовалось мировое сообщество авиаиндустрии в построении систематики состояний и ситуаций для получения количественных инструментов исчисления и управления безопасностью. Существует необходимость и задача создания сбалансированной классификации безопасности жизнедеятельности и безопасности воздушного транспорта, как предмета нашего исследования. Сделаем первый эскиз подобной классификации. С нашей точки зрения, безопасность жизнедеятельности можно разделить на три взаимосвязанных группы: безопасность в природной среде обитания, безопасность техногенной деятельности и социальная безопасность (рис.1). Каждая группа может быть далее структурирована. Транспортная безопасность относится к техногенной деятельности и может относиться к социальной активности людей. Так, энергетическая безопасность может также относиться к техногенной и к социальной сферам. В представленной классификации возникают сложные взаимосвязи видов безопасности из разных групп, которые мы вынуждены исследовать.

   

   

Увеличить plotnikov072008-3.gif (13кб)

    Рис.1

   

   

Обсуждение и предварительные выводы

   

    Рассмотрим термины безопасности в авиации и в воздушном транспорте. Международным авиационным сообществом приняты два определения «безопасность полетов» flight safety и «авиационная безопасность» aviation security. Авиационная безопасность (АБ) - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в ее деятельность. АБ рассматривается как результаты мер по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности на воздушном транспорте. Безопасность полетов – «комплексная характеристика воздушного транспорта и авиационных работ, определяющая способность выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей». Сразу обращает на себя внимание неполнота отношений определений к масштабу деятельности.

    Полет, безусловно, самый важный процесс. Деятельность комплекса воздушного транспорта состоит не только из полетов, а из многих других процессов. Вероятно, поэтому и возникла необходимость в «комплексной характеристике» одного процесса, подразумевая целый комплекс транспорта. Термин security переводится, прежде всего, как «защита», «охрана», а затем - «безопасность». Использование одного термина «безопасность» для обозначения двух предметов деятельности вносит классификационную неясность. Авиация, лат. avis – птица, подразумевает перемещение живого существа (птицы) в воздушном пространстве, то есть – полет. Иначе, мы вправе выразить «авиационную безопасность» как «полетную безопасность».

    Это оказывается тождественным термином «безопасности полетов». Наконец, сам термин «безопасность» является всеобщим и абстрактным, чтобы характеризовать частные стороны жизнедеятельности. Любую деятельность человек осознает как императив выживания. Термин является практически тождественным понятиям «надежность», «качество» или даже таким как «совершенство», «безупречность». Если согласиться с приведенными доводами, то следует признать, что нельзя несовершенный понятийный аппарат использовать для эффективной деятельности.

    По нашему мнению, безопасность деятельности – это поведение деятеля и состояние условий, определяемые и избранные деятелем, как исключающие опасные последствия и результаты. Безопасность труда – условия, при которых исключаются воздействия опасных и вредных факторов. Безопасность: а) императив индивидуального и видового выживания и самосохранения; б) отсутствие риска, опасности, в) свобода от риска, опасности. Для снижения неопределенности, термин «авиационный» можно принять как обобщающий.

    Тогда мы получим иную иерархию наименований и следующую классификацию: Авиационная безопасность (АБ) есть: а) «безопасность полетов» (БП); б) «защита от незаконного вмешательства» (ЗНВ); в)… i)… n) «характеристики безопасности других процессов». Авиационная безопасность классифицирует воздушный транспорт, военную, промышленную авиацию и авиацию общего назначения (АОН). Безопасность полетов flight safety - состояние полетов с сохранением жизни и здоровья людей, с сохранностью машин и безвредностью окружающей среде.

   

   

Литература

   

    1. Экономическая и социальная безопасность / Ред. Е. А. Олейников. – М: 2004. – 768 с.

    2. Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) Doc 9859 AN/460 ИКАО. - 2006. – 364 с.

    3. Flight International. – 1987.- V. 131, № 4050. – P. 21, 42-44, 52



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
Выбор и обоснование минимально необходимого объема параметров полетной информации, измеряемых на борту беспилотного летательного аппарата
    

Методы определения индуктивного сопротивления беспилотного летательного аппарата по материалам натурных экспериментов

Использование показателя динамической реакции позвоночника человека при анализе перегрузок катапультирования,

    

МЕТОДОЛОГИЯ ЛОГИКО-ВЕРОЯТНОСТНОГО
КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОЦЕНИВАНИЯ И АКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ В ПРЕДСТОЯЩИХ ПОЛЕТАХ


АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС БЕЗОПАСНОСТИ


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
Симуляция симулятора

Человеческий фактор против ИИ

Миф о беспилотной гражданской авиации

FAQ-Авторизация

Где купить радиоуправляемый беспилотник?


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть