ТЕХНОЛОГИЯ СИНТЕЗА ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЛЕНОВ ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА, д.т.н., проф. А.Г. Гузий, ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского
Развитие авиационной техники и совершенствование способов ее применения в сочетании с ограниченными возможностями обучения сложным видам полета на реальной технике приводит к тому, что задача достижения летчиком высокого уровня функциональной надежности становится все более сложной. Это обстоятельство обусловливает интенсивное развитие концепций «полной подготовки» и «программированного» обучения летного состава на тренажерах [2].
Однако процесс тренажерной подготовки летного состава и необходимость учета отличий выполнения упражнений на тренажере от их выполнения в условиях реального полета, когда психофизиологическая цена деятельности особенно высока, требуют разработки методов оценивания психофизиологического состояния летных экипажей, как для оптимизации тренажерной подготовки, так и для своевременного принятия мер по достижению требуемого уровня функциональной надежности летных экипажей в полете.
В общем случае психофизиологическая оценка подготовленности летчика на пилотажных тренажерах определяется комплексом характеристик, который в целях повышения объективизации оценивания должен включать характеристики:
- степени нервно-эмоционального напряжения;
- резервных возможностей летчика;
- эффективности выполнения полетного задания.
Однако в интересах практической реализации описанного подхода целесообразно рассматривать не отдельные (частные) составляющие психофизиологической оценки, а осуществлять синтез ее интегральных показателей функционального состояния.
Скачать полную версию статьи: