Статьи :: ПБП ::

ДИАГНОСТИКА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

д. т. н. Ю. В. Попов, журнал «Проблемы безопасности полетов»


    В статье приводятся материалы по проблеме использования диагностики при расследовании авиационных происшествий. Определена направленность по применению и выдвижению гипотез для решения задач по расследованию. Применение методов диагностики должны пополнить методологию расследования авиационных происшествий.

   

    Диагностика (греч. diagnostikos) – способность распознавать, различать, определять. Совокупность всех трех терминов позволяет правильно воспринять сущность диагностики и проследить ее различные аспекты, равно как этапы диагностического процесса:

    - распознавание – основное внимание обращает на познавательную сторону диагноза, позволяет распознать, найти сходство с известным образом;

    - различение – подчеркивает ту часть диагностического процесса, который включает в себя выделение необходимых элементов;

    - определение – в большей мере характеризует окончательную цель диагноза и заключительный этап диагностического процесса.

    В настоящее время в ряде применяемых терминах имеет место смысловая неоднозначность, что усложняет взаимопонимание между специалистами недопустимо при изучении предмета «Диагностика при расследовании авиационных происшествий».

    В своем первоначальном значении «диагностика» - это раздел медицины, изучающий признаки болезней, методы и принципы, при помощи которых устанавливается диагноз. Диагноз в своем словарном значении рассматривается:

    1. Определение болезни на основании исследования больного (мед).

    2. Научное описание основных признаков, характеризующих какую-нибудь систематическую группу (род, вид и т.п.) растений или животных (бот., зоол.).

    В книге «Основы технической диагностики» [1] авторы определяют диагноз как процесс исследования объекта диагноза. Завершением этого процесса является получение результата диагностики, т. е. заключение о свойствах, состоянии, изменениях, связанных с внешней средой исследуемого объекта.

    Диагностика есть отрасль знаний, включающая в себя теорию и методы организации процессов диагноза, а также принципы построения средств диагноза. Когда объектами диагноза являются объекты технической природы, говорят о технической диагностике. Имеются два стандарта, в которых определена терминология технической диагностики: ГОСТ 20911-89. Техническая диагностика. Термины и определения; ГОСТ 27518-87. Диагностирование изделий. Общие требования.

    В первом стандарте дается следующие определение технической диагностики как области знаний и как процесса диагностирования: «Техническая диагностика – область знаний, охватывающая теорию, методы и средства определения технического состояния объектов». «Техническое состояние объекта – состояние, которое характеризуется в определенный момент времени, при определенных условиях внешней среды, значениями параметров, установленных технической документацией на объект».

    Традиционные методы технической диагностики, как правило, ориентированы на обнаружение уже существующих дефектов, которые по каким-то причинам скрыты от наблюдателя или возможностей аппаратуры.

    Более емкое и конкретное определение технической диагностики как отрасли знаний, раскрывающее содержание этих знаний, дается в энциклопедическом словаре: «Техническая диагностика как отрасль знаний занимается установлением и изучением признаков, характеризующих наличие дефектов, образующихся в объекте при его эксплуатации с целью предсказания возможных отклонений в состоянии объекта, а также разработкой методов и средств обнаружения дефектов».

    В специальной литературе приводятся и другие определения, которые, однако, не добавляют нового к пониманию сущности диагностики как отрасли знаний.

    Интерес представляет определение диагностики, предложенное в криминалистике. Термин «криминалистическая диагностика» был предложен в статье [2], но не нашел широкого применения. И лишь с выходом работы [3] термин вошел в монографические исследования по криминалистике.

    Криминалистическая диагностика – это научно разработанная система задач и методов распознавания, выявления и объяснения признаков, свойств, состояний объектов, явлений и процессов, связанных с событием преступления, с целью его раскрытия, расследования и предупреждения. Криминалистическая диагностика основана на общих законах познания, внедряет современные методы анализа. Результаты диагностики являются разновидностью полученных фактических данных, необходимых для доказывания.

    Диагностика основана на изучении признаков объектов, независимо от того, изучается сам объект или его отображение, особое внимание уделяют информативной стороне признака. При проведении диагностических исследований одним из основных методом является сопоставление по аналогии. Диагностические исследования позволяют выявить прошлое состояние объекта, а также выяснить последовательность образования следов и с учетом этого определить очередность действия преступника.

    Таким образом, анализируя определение диагностики, которое предложено в криминалистике, можно сделать вывод, что этот термин целесообразно использовать при расследовании авиационных происшествий (АП).

    Можно рассмотреть гносеологическую сущность диагностики при этом необходимо воспользоваться работами [4, 5]. В работе [4], рассматривая диагностику в качестве разновидности познавательной деятельности, отмечается: «Диагностический процесс (распознавания) является особым видом познания, отличным как от научного познания, так и от узнавания».

    Продолжая эту мысль в работе [5] автор конкретизирует и пишет: «Диагностирование – особого рода познавательный процесс. Распознавание складывается на основе имеющихся знаний о сущности и свойствах целого класса предметов и явлений. В связи с этим процесс распознавания движется от знания общих выводов к познанию отдельного факта».

    В работе [4] о данной черте диагностики делается следующий вывод: «Устанавливая сущность, причину, класс данного состояния, явления диагностика не открывает их законов, а использует уже утвердившиеся в научном знании представления. Тем самым диагностика (dia – между, впредь, после, через; gnosis – знание) оказывается особым промежуточным видом познания, стоящим между научным знанием общей, внутренней, закономерной сущности и опознаванием единичного, внешнего, случайного, конкретного явления. Диагностика складывается после и на основе научного исследования и элементарного узнавания явления. Но она не только использует их методы и данные, но и разрабатывает свои собственные способы и методы получения, переработки, хранения и передачи информации».

    Распознавание как составная часть диагностики близко связано с классификацией. Данная связь выражается в том, что исследуемый признак мы соотносим с некоторым классом явлений. Однако далеко не все эти явления можно признать в необходимой мере классифицированными. Под классом явлений можно принять нечто типичное, неоднократно повторяющееся в прошлом, зафиксированное в личном или общественном опыте как типовая модель. Поэтому сводить всю диагностику к задачам классификации было бы неверно. Даже при наличии стандартизованных классов отнесение изучаемого объекта к какому-либо из них – это лишь часть диагностической задачи, хотя достаточно важная часть. За ней должны следовать задачи по изучению не только свойств, но и состояния объекта с целью обнаружения некоторых, логически возможных отклонений от класса и определение причины таких отклонений.

    В работе [4] автор утверждает, что между диагностикой и решением задачи классификации отличия не существует: «Результатом диагностического процесса является установление диагноза, представляющего общий вывод (заключение) о принадлежности сущности данного явления, характеризующего внутреннее состояния объекта, к определенному, установленному наукой классу на основании исследования и логического обоснования существенных признаков данного явления». С утверждением трудно согласится. Эти задачи близки по своему содержанию. При проведении исследований определяются свойства объектов, на основе которых осуществляется классификация. На этом сходство классификации и диагностики заканчивается. Что касается диагностики и постановки диагноза, то, как отмечалось выше, исследования снова возвращаются от класса к конкретному объекту.

    В настоящее время можно привести большое число областей, где используется диагностика. Наиболее сложная признается диагностика медицинская. Она же является наиболее древней и устоявшейся. К ее анализу не раз обращались философы для установления сущности диагностики. Поэтому воспользуемся предложенным представлением о порядке и характере движения от незнания к знанию в рамках диагностического процесса, который позволит обосновать применения диагностики при расследовании АП. В самом общем виде стадии диагностического процесса при расследовании АП можно представить следующим алгоритмом (рис. 1).

   

    Скачать полную версию статьи:

popov-9-2007.pdf (136кб)

   



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
ОБЗОР БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ за 2006 год
    

Метод оценки опасности видов транспорта
    

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭКСПЕРТНОМУ ПРОГНОЗИРОВАНИЮ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
    

Стратегии кадровой политики как метод управления рисками, Вороцкая И.Ю.
    

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС БЕЗОПАСНОСТИ


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
Улетный хит

Где можно выучиться на бортпроводника?

Человеческий фактор против ИИ

Профилактические работы

Добавлена новая опция модерирования - Доступ


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть