ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ В КАБИНЕ ЭКИПАЖА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ АВИАЦИОНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Статья посвящена проблеме оценки обстановки в кабине экипажа по звуковой информации, которая регистрируется бортовым устройством регистрации переговоров с помощью открытого микрофона. Обстановка в кабине описывается системой с одним выходом и несколькими входами. В качестве метода идентификации источника звуковой информации предлагается использовать частотные характеристики трактов распространения звука.
Значительную роль при расследовании авиационных происшествий (АП) играет информация, зарегистрированная бортовыми устройствами регистрации (БУР) переговоров. Необходимость размещения на борту воздушного судна (ВС) БУР переговоров, специалистами обсуждалось давно. В 1939 году было запатентовано устройство записи звуковой обстановки в кабине экипажа. Данное устройство состояло из микрофона и записывающего барабана [1]. Микрофон располагался в кабине, а записывающее устройство в хвостовой части фюзеляжа. На 4-й сессии Международной организации гражданской авиации (International Civil Aviation Organization – ICAO) ИКАО, проходившей в ноябре 1965 года, было принято международное соглашение об обязательной установке БУР на ВС для всех государств.
БУР переговоров предназначено для регистрации:
- радиообмена «Борт-Земля» и «Борт-Борт»;
- переговоров между членами экипажа в кабине;
- переговоров между членами экипажа, осуществляемых по самолетному переговорному устройству;
- речевых или тональных сигналов средств дальней навигации или управления заходом на посадку, поступающие в наушники членов экипажа;
- сообщения членов экипажа, передаваемые по системе оповещения.
По принципу записи БУР переговоров подразделяется на средства с магнитным и электронным принципом. На рис. 1 приведена классификация БУР переговоров.
Скачать полную версию статьи: