ТРЕНАЖЕРНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА ВЕДЕНИЮ ВОЗДУШНОГО БОЯ
В настоящее время из-за недофинансирования боевой подготовки ВВС, в том числе и истребительной авиации (основной род авиации ВВС и ПВО по применению ракет «воздух-воздух» («В-В»), высокой стоимости ракет «В-В», ограничения задач воздушно-огневой и тактической подготовки, растягивание на длительное время подготовки классности летного состава истребительной авиации, малого годового налета (многие летчики не летают по несколько лет), боевая выучка летных экипажей находится на низком уровне, навыки и практическая натренированность в пусках ракет «В-В» по воздушным мишеням у основного контингента летного состава практически отсутствует.
Раньше ежегодно на каждого летчика в истребительном полку по плану боевой подготовки на учебный год выделялось только по одной ракете для практического пуска по мишени Мб (Ла-17), а боевые ракеты Р-27, Р-24, Р-73, Р-60М использовались, когда полки истребительной авиации подвергались проверке на спсцполигонах (практические пуски выполнялись единичными летчиками), поэтому даже в те времена особого опыта практических пусков ракет «В-В» летный состав не имел.
Данный вид подготовки имеет ряд характерных особенностей и требует большой психоэмоциональной напряженности летчика при практическом боевом применении.
Поэтому требуются регулярные тренировки на тренажере по отработке практических действий летчика с арматурой кабины на различных этапах полета, действия в нештатных ситуациях, смоделированное поведение самолета в момент схода ракеты, светозвуковой эффект от работы двигателя ракеты в момент его запуска на пусковом устройстве (момент принудительного отделения авиационных управляемых ракет (АУР) от авиационного катапультного устройства (АКУ) и до окончания работы, действия по прекращению помпажа двигателя(лей) или самовыключения их, дальнейший запуск в воздухе, позволяет летчику приобрести необходимый опыт, двигательные навыки работы с арматурой кабины, снизить психологическую напряженность.
Основными целями и задачами тренировки при подготовке летного состава ВВС для обеспечения применения ракет «В-В» являются:
- предполетный осмотр подвешенных ракет, меры безопасности до посадки и после посадки в кабину (в рамках предполетного осмотра самолета экипажем перед полетом);
- отработка действий с оборудованием в кабине самолета, прицельными устройствами и системой управления вооружением (СУВ) на земле и различных этапах полета, знание ограничений по применению конкретного типа ракет, физической сущности работы противопомпажной системы, разрешенные режимы работы силовой установки (СУ);
- эмоциональное восприятие необычного поведения самолета в момент схода ракеты с АКУ (энергичное кренение, броски), звуковой эффект (световой ночью и особенно в облаках);
- контроль работоспособности силовой установки, отработка действий при отказе противопомпажной системы, действия по выключению двигателей и их запуску в воздухе;
- воздушный бой с неманевренной целью на средних и больших высотах;
- воздушный бой в стратосфере;
- воздушный бой с неманевренной целью на малых высотах;
- воздушный бой в облаках на средних и больших высотах;
- воздушный бой в облаках на малых высотах;
- воздушный бой с маневренной целью на средних и больших высотах;
- воздушный бой с маневренной целью на малых высотах;
- воздушный бой с не скоростной низколетящей воздушной целью;
- воздушный бой при самостоятельном поиске;
- воздушный бой на предельных режимах пилотирования на средних и больших высотах;
- воздушный бой на предельных режимах пилотирования на малых высотах;
- воздушный бой на максимальных параметрах работы прицельного комплекса;
- свободный воздушный бой;
- особенности атаки маневрирующей цели ракетами малой дальности (маневрирование с нажатой боевой кнопкой (БК);
- особенности и порядок прицеливания при использовании АУР малой дальности при использовании нашлемной системы целеуказания (НСЦ);
- действия летчика при не сходе АУР;
- аварийный пуск АУР;
- аварийный сброс АУР;
- объективный контроль и оценка уровня подготовки летного состава. Тренажер воздушного боя предназначен для формирования, поддержания, совершенствования знаний и навыков у летного состава по применению бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и авиационных управляемых ракет (АУР), разрабатываемых ФГУП «ГосМКБ «Вымпел», для модернизируемых и перспективных многофункциональных самолетов-истребителей семейства Су-27С/Су-ЗОС ОАО «ОКБ Сухого».
Непосредственно, тренажер воздушного боя должен выполнять следующие основные исследовательские и учебные задачи:
- поиск и обнаружение целей с помощью РЛС и оптико-электронных средств днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях на театре военных действий размером 1500 на 1500 км;
- обмен навигационно-тактической информацией (местоположение самолетов и целеуказание);
- прицеливание и применение авиационных управляемых ракет класса «В-В» по воздушным целям при активном (и эффективном) противодействии «противника» действиям обучаемого экипажа при выполнении боевых задач;
- применение средств бортового комплекса обороны в районе боевых действий;
- выполнение противоракетного маневра;
- уничтожение атакующих ракет противника, имеющимися на борту ракетами «В-В»;
- ограничения по перегрузкам и скорости самолета при применении АУР;
- отработка методик по подготовке летного состава боевому применению Су-27СМ.
Для решения основных задач летного состава по отработке практических навыков боевого применения ракет «В-В» прежде всего должна быть создана база и обеспечена теоретическая подготовка летчика на базе новых компьютерных технологий с использованием автоматизированных учебных курсов и обучающих программ реализуемых на персональных компьютерах (ПК).
Важным является подготовка к пуску ракет класса «В-В», «воздух-поверхность» («В-П») с точки зрения обеспечения безопасности, т. е. исключения соударения ракеты с самолетом-носителем (СН) и попадания струи от ракетного двигателя на вход воздухозаборников самолета и на поверхности головок самонаведения других авиационных ракет.
Поэтому при создании тренажерной базы необходимо учитывать динамику старта и интерференционных характеристик систем СН и АУР.
В связи с этим немаловажную роль в теоретической подготовке должна быть отведена автоматизированной системе контроля знаний летного состава и допуска его к следующему этапу обучения, к тренировкам. В этом направлении удачно, например, проведена доработка комплексного тренажера КТС-23 для самолета Су-27С, которая дала существенное улучшение технических и эксплуатационных характеристик: обеспечена возможность тренировки летного состава на этапах руления, посадки (выравнивания, выдерживания, касания) в простых метеоусловиях (ПМУ) и сложных метеоусловиях (СМУ), ведения встречного визуального воздушного боя, применения АСП по наземным (морским) объектам, полет парой (строем), уменьшены занимаемая площадь и энергоемкость тренажера, повышена его надежность.
В настоящее время ведётся разработка базового комплекса обучения летного и инженерно-технического состава авиации ВС РФ, который представляет собой ряд взаимосвязанных технических средств обучения (ТСО) — учебные компьютерные классы теоретического обучения для летного и инженерно-технического состава, специализированные тренажеры, комплексный тренажер, единая система контроля обучения с возможностью их адаптации к различным типам самолетов. Реализация этого проекта направлена на обеспечение дальнейшего улучшения тактико-технических характеристик ТСО, совершенствование имитаторов тактической подготовки, сервисных программ, программ объективной оценки степени обученности и натренированности летного и инженерно-технического состава, реализацию возможности тренировки в условиях имитации реальных районов боевых действий с отработкой взаимодействия в группе и с обеспечивающими подразделениями. Ожидается, что результаты этой работы позволят разрабатывать авиационные тренажеры различных уровней, используя принцип модульности, что, в свою очередь должно значительно сократить как сроки создания тренажеров, так и затраты на их разработку.
Ввиду того, что современный парк самолетов будет эксплуатироваться в течение ближайших двух-трех десятилетий, возникает необходимость поддержания тренажерного парка в эксплуатационной готовности с одновременным проведением работ по модернизации (доработке) в направлении замены основных компонентов тренажеров — телесистем и управляющих цифровых машин, используя достижения современных компьютерных технологий.
Функциональные возможности и надежность эксплуатируемых тренажеров определялись состоянием отечественной техники 70-80-х годов и в настоящее время не обеспечивают качественного уровня гренажной подготовки, необходимого для эффективного освоения современной авиационной техники.
Очевидно, что основным направлением повышения эффективности тренажной подготовки летного состава в условиях ограниченного финансирования является модернизация существующего парка тренажеров.
Модернизацию целесообразно выполнять в два этапа.
Первый этап проводится с целью повышения надежности, удешевления эксплуатации, снижения габаритов и энергопотребления, частичного расширения функциональных возможностей тренажера. Выполняется путем замены основных ненадежных элементов (вычислительный комплекс и система имитации визуальной обстановки).
Второй этап выполняется в целях доведения характеристик тренажера до современного облика. Следует заметить, что вопросам модернизации авиационных тренажеров и особенно тренажеров, обеспечивающих привитие летному составу навыков боевого применения с использованием АУР, уделяется большое внимание в США и других странах НАТО.
Министерство обороны США свыше половины бюджета тратит на подготовку личного состава, включая расходы на разработку и модернизацию тренажерных систем. Наиболее интенсивно обучение с использованием тренажеров осуществляется в авиационно-космических областях.
Анализ применения авиационных тренажеров в США и странах НАТО при боевой подготовке показывает, что они применяются на следующих основных этапах:
- при отработке первоначальных навыков пилотирования, действий в нештатных ситуациях и умении управлять учебным самолетом, включая отработку первичных навыков пилотирования:
- при отработке навыков и умений управлять боевым самолетом;
- при совершенствовании навыков и умений управлять боевым самолетом, а также для поддержания и восстановления этих навыков.
При этом основным показателем оценки качества авиационных тренажеров является соотношение стоимости эксплуатации тренажера и моделируемого самолета.
Опыт боевого применения ВВС стран НАТО показывает, что обеспечение высокой эффективности тренажерной подготовки к боевому применению по наземным целям составляет одну из наиболее сложных в техническом отношении задач. Тем не менее, в ряде стран-участниц НАТО достигнуты положительные результаты таких тренировок.
На рис. 1 приведены данные о влиянии предварительной тренажерной подготовки на результативность стрельбы по наземным целям (с малым углом атаки) экипажа штурмовика А-10.
Верхняя кривая соответствует действиям летчиков (тренажерная группа), прошедших предварительную тренажерную подготовку (при тренировке в стрельбе по наземным целям). Нижняя кривая соответствует действиям группы летчиков, не проходивших тренажерную подготовку (контрольная группа). При этом в пяти учебно-боевых вылетах тренажерная группа показала существенно более высокие результаты, чем контрольная.
Рис. 1. Влияние тренажерной подготовки экипажей штурмовика А-10 на эффективность стрельбы по наземным целям.
Рис. 2. Влияние тренажерной подготовки экипажей штурмовика А-10 на эффективность бомбометания по наземным целям.
Аналогичные результаты получены при выполнении упражнений по бомбометанию (рис. 2).
Рис. 3. Динамика изменения «боевых потерь» при увеличении числа тренировок выпонения боевого задания на тренажере.
На рис. 3 показано повышение уровня подготовки летных экипажей, безопасности и выживаемости в результате тренировок на тренажере самолета А-10 при преодолении ПВО и поражении наземных целей. Динамика изменения доли «вернувшихся экипажей» и доли экипажей, «поразивших цели», убедительно показывает эффективность тренировок.
С точки зрения экономической эффективности тренажерной подготовки следует отметить, что отношение стоимости одного часа эксплуатации комплексного авиационного тренажера к стоимости одного часа полета имитируемого летательного аппарата составляет от 1/3 до 1/30.
За последние 10 лет соотношение времени обучения на тренажерах и в полетах в ВВС США возросло с 6:7 до 8:1.
«Тренажеризация» и компьютеризация обучения в ВВС США позволила в 90-х годах в несколько раз снизить стоимость подготовки летчиков. По мнению американских экспертов, авиационные тренажеры (AT) должны поступать в войска с опережением и сокращать сроки освоения новой авиационной техники.
Наряду с этим необходимо отметить, что тренажеростроение и практика применения AT столкнулись в последнее десятилетие с рядом проблем и трудностей не только в нашей стране.
Во-первых, это рост стоимости комплексных тренажеров традиционной централизованной архитектуры (с центральной вычислительной системой).
Диаграммы, приведенные на рис. 4, иллюстрируют рост стоимости, числа единиц оборудования, объема программного обеспечения, занимаемой площади по тренажерам самолетов трех поколений: F-104G, F-4F, «Торнадо». Тренажер самолета «Торнадо» в 9 раз дороже тренажера самолета F-4F, имеет в 2,7 раза больший объем программного обеспечения, в 6 раз больший комплект единиц оборудования, занимает в 2,2 раза большую площадь.
Рис. 4. Рост стоимости комплексных АТ, объема программного обеспечения, числа единиц оборудования и необходимой площади для размещения.
На рис. 5 показан рост стоимости комплексных тренажеров самолетов (КТС) США четырех поколений. Из рисунка видно, что при переходе к следующему поколению стоимость КТС увеличивается почти в геометрической прогрессии.
Очевидно, что дальнейшее линейное, традиционное развитие AT без коренного изменения подхода к технологии их разработки, создания и эксплуатации, невозможно.
При централизованной архитектуре комплексных AT их модернизация затруднена, а техническая эксплуатация требует значительных затрат. Поэтому тренажерный парк обновляется медленно.
Фундаментальными факторами являются рост сложности самих авиационных комплексов, имитируемых в AT, увеличение объема программного обеспечения бортовых комплексов и авионики, что создает немало проблем.
Рис. 5. Рост стоимости комплексных тренажеров самолетов США.
При господствовавшей до недавнего времени теоретической подготовке летных экипажей с помощью традиционных ТСО возникал разрыв между предтренажерной теоретической подготовкой и практической тренажерной и летной подготовками. Летные экипажи, прошедшие теоретическое обучение, испытывали при переходе к тренажерной подготовке чувство недостаточности своих знаний, их отрыв от реальных потребностей и не понимали сложного «организма» AT, механизмов его функционирования.
Недостатком существовавшей системы подготовки, включая тренировки на AT, являлась также ограниченность учебного материала и вариантов занятий (тренажей), предоставляемых с помощью ТСО традиционного типа.
Приведенные недостатки и трудности обусловили разработку и реализацию новых концепций в тренажеростроении и компьютеризации профессиональной подготовки летных экипажей.
В последнее время все больше проявляется тенденция перехода от создания отдельных тренажеров к созданию комплексных компьютеризованных систем подготовки специалистов, т. е. систем, в которых комплексный AT является только звеном, правда, важнейшим. Для теоретической подготовки разрабатываются автоматизированные учебные курсы и обучающие программы, реализуемые на персональных компьютерах. Создаются компьютерные классы теоретического и первоначального практического обучения с локальными сетями персональных компьютеров, экранами коллективного пользования. В практической подготовке летных экипажей единую интегрированную систему составляют процедурные, специализированные, комплексные, групповые и бортовые AT.
Компьютеризация профессиональной подготовки летного состава позволяет интенсифицировать процесс обучения за счет повышения активности обучаемого, адаптации процесса к его индивидуальным особенностям, выявляемым в диалоговом (интерактивном) режиме, наглядности предъявляемой информации. Все это позволяет учить тому, что действительно необходимо в профессиональной деятельности летчика.
Однако высокоэффективная комплексная компьютеризация профессиональной подготовки требует огромных затрат интеллектуального труда.
Поэтому, а также вследствие многих других причин, частично упомянутых выше, все большее признание получает модульное построение ТСО, т. е. построение всей гаммы ТСО на основе унифицированного специального программного и аппаратного обеспечения. Комплексные AT и другие ТСО с централизованными вычислительными системами на базе мини-ЭВМ и больших ЭВМ уступают место ТСО с персональными ЭВМ (ПЭВМ) и локальными сетями ПЭВМ. Персональные ЭВМ, микропроцессоры, однокристальные ЭВМ являются аппаратными модулями ТСО перспективной модульной архитектуры.
Модульное построение обеспечивает возможность относительно легкой модернизации AT и наращивания их имитационных возможностей, сокращение сроков разработки, повышение надежности, снижение затрат на техническую эксплуатацию AT, резкое уменьшение потребной площади для размещения. В сочетании с другими мерами модульная архитектура ведет к снижению стоимости AT.
Ответственный редактор журнала "Проблемы безопасности полетов"
Ольга Розина rozina@viniti.ru
т. 155-43-22
ул. Усиевича, 20