Статьи :: ПБП ::

ПОТЕРЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ И УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ В ПОЛЕТЕ

А.П. Пленцов, к.т.н. В.И. Желонкин, Н.А. Законова, В.М. Бощеван , «Проблемы безопасности полетов», научно-технический журнал, Выпуск 12, ВИНИТИ


   

   

    Из 323 самых серьезных происшествий (Класс А) в ВВС США за период с 1991 – 2000 гг., 20,2% связываются с пространственной дезориентацией (Devenport, 20000). Часто происшествия, произошедшие по причине пространственной дезориентации (ПД), носят фатальный характер, насчитывая около 40 унесенных жизней в год в американских ВВС, ВМС и Армии вместе взятых (Braithwaite et al, 1998; McGrath, 2000). По оценкам: 89% событий ПД в авиации общего назначения имеют фатальный исход (Nai,l 1999). Ежегодные потери американских военных более чем 300 млн. долларов, и примерно такие же потери в гражданской авиации.(Bестник МНАПЧАК № 1, 2 2005 г.)

   

    Фото: www.newizv.ru

   

    Летчик в полете, являясь активным оператором (АО), воспринимает и перерабатывает информацию, преследуя две основные цели: ведение правильной пространственной ориентировки и, на этой основе, а также при наличии приобретенных навыков пилотирования, безопасное управление самолетом.

    Пространственная ориентировка (ПО) - это знание человеком своего положения и характера перемещения в пространстве относительно вектора сил тяжести и окружающих предметов. ПО - это постоянно функционирующий элемент жизнедеятельности человека, такой же, как сон, дыхание, питание. Человек не мог бы существовать во времени и пространстве, если бы его ощущения не давали ему объективно-правильного представления о положении и перемещении окружающей среды. Иначе говоря, человек погибает, если пространственная ориентировка ложная, т.е. ощущения человека выдают ему субъективно-ложную информацию о положении и перемещении окружающей среды.

    Человек на земле ощущает и воспринимает положение и перемещение окружающей среды с помощью двух анализаторных систем (АС): наружной АС и внутренней АС. Необходимо особо отметить, что и наружная, и внутренняя анализаторные системы формируют и представляют в центр пространственной ориентировки головного мозга (ЦПО) сигналы ощущений положения и перемещения окружающей среды подсознательно, то есть, не зависимо от воли и желания самого человека...

Safety-N12-2006.pdf (283кб)

   

    Ответственный редактор журнала "Проблемы безопасности полетов"

    Ольга Розина rozina@viniti.ru

    т. 155-43-22

    ул. Усиевича, 20

   



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПОНЕНТНОГО АНАЛИЗА ПРИ ОБРАБОТКЕ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ИСПЫТАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Уверенное поведение персонала - основа эффективной работы с беспокойными пассажирами, Бодрова Н.Д.
    

Российская оборонно-спортивная
техническая организация (ДОСААФ)

    

О ПОКАЗАТЕЛЯХ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В АВИАКОМПАНИИ
    


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
Где купить радиоуправляемый беспилотник?

С международным днем гражданской авиации!

Видео - материалы

UAVs - Unmanned Aerial Vehicles - Беспилотники

Симуляция симулятора


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть