ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВ: ГЕНЕРАЛЫ, КОТОРЫЕ «ВЫИГРЫВАЮТ НЕБО»
Содержание:
- О парке воздушных судов ВВС
- О летном составе и «жилищном фронте»
- О противо-воздушной обороне
- О взаимодействии с гражданской авиацией
Генерал армии Владимир Сергеевич Михайлов
Генерал армии, Герой России, заслуженный военный летчик, награжден орденом «Во имя России» за вклад в процветание России.
Родился 6 октября 1943 года в деревне Кудиново Ногинского района Московской области.
В 1962 году окончил Кудиновский Машиностроительный Техникум.
В 1966 году окончил Ейское Высшее Военное Авиационное Училище летчиков (с золотой медалью).
В 1977-1980 годах служил летчиком-инструктором, старшим летчиком-инструктором, командиром звена, командиром эскадрильи, заместителем командира полка, командиром полка, заместителем начальника Ейского Высшего Военного Авиационного Училища по летной подготовке.
В 1975 году окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина.
Служил практически на всех лётных должностях, в том числе начальником Борисоглебского Высшего Военного Авиационного Училища лётчиков (1980-1985 годы), заместителем, а затем первым заместителем командующего ВВС Московского военного округа (1985-1989 годы).
В 1991 году окончил Военную академию Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР.
После окончания в 1991 году Военной Академии Генштаба ВС СССР был назначен командующим ВВС Северо-Кавказского военного округа, командующим Воздушной Армией. Воздушная Армия под командованием Владимира Михайлова участвовала в боевых действиях во время первой чеченской кампании.
С 1998 года заместитель главнокомандующего ВВС.
Указом Президента РФ от 21 января 2002 года назначен Главнокомандующим Военно-Воздушными Силами РФ, ушел с поста в 2007 году.
Увеличить SS-04-500-2.jpg (53кб)
Фото Сергея Скрынникова, 2002
Летчик-истребитель главком ВВС Владимир Михайлов: от Су-7 до Су-34.
Герой России Владимир Сергеевич Михайлов – один из тех достойнейших отечественных генералов, на которых равняются миллионы. 21 января 2002 года – в год 90-летия Военно-Воздушных Сил России – Указом Президента России Главнокомандующим ВВС России был назначен Владимир Михайлов. Главком ВВС, генерал армии в 2006 году отмечает 40-летие своей службы в рядах военной авиации – в 1966 году Владимир Михайлов с золотой медалью окончил Ейское Высшее Военное Авиационное Училище. Владимир Михайлов относится к тем летчикам, судьба которых неразделима с судьбой авиации. За свою летную жизнь он освоил 20 типов самолетов и летает на всех типах самолетов, находящихся на вооружении российских ВВС сегодня.
В состав командования Главного Штаба ВВС в качестве заместителя главкома Владимир Михайлов вошел в 1998 году, через год после важной вехи в реформировании этого вида Вооруженных Сил – объединения ВВС с войсками Противо-Воздушной Обороны. В этом году 12 августа ВВС России исполнилось уже 94 года. Сейчас главком Владимир Михайлов так характеризует пройденный путь реформирования: «Нам удалось главное: сохранить боевой потенциал авиации и противовоздушной обороны на уровне, обеспечивающем выполнение поставленных задач. И поставить дело таким образом, чтобы всем стало ясно: исход любых военных конфликтов и войн зависит в первую очередь от того, кто “выиграет небо”». В следующем году отечественная военная авиация будет отмечать свое 95-летие. Какими успехами и проблемами по мнению главкома Владимира Михайлова встретит юбилейную дату авиационный корпус России, мы проанализируем в этой статье.
Владимир Михайлов остается относительно закрытым для прессы человеком, комментарии его весьма осторожны, как он сам выражается: «я знаю цену каждого своего слова». Однако в своих лаконичных высказываниях он освещает самые ключевые проблемы, связанные с ВВС, оставаясь при этом профессионалом высокого уровня. Говоря о значении для ВВС работы недавно созданной правительственной Военно-Промышленной Комиссии, которую возглавил первый вице-премьер Сергей Иванов, главком Владимир Михайлов отметил: «Наконец созданы благоприятные условия для того, чтобы мы поднялись, вырвались из того состояния, в котором находились долгие годы… Я просто уверен, что в 2006 году начнется перелом, а 2007-2008 годы станут для ВВС прорывными». Главком подчеркивает важность военной авиации в современном мире: «Ныне в Вооруженных Силах России ВВС играют роль первого эшелона, раньше всех вступающего в вооруженную борьбу. Они обладают высокомобильными, универсальными и эффективными оборонительными и ударными системами и средствами, оснащены передовыми техникой и вооружением».
Увеличить SS-05-500-3.jpg (45кб)
Фото Сергея Скрынникова, 2002
Сегодня наша военная авиация подразделяется на стратегическую-бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную, специальную, армейскую. Все рода отечественных ВВС по праву могут гордиться своими самолетами. Первоочередной задачей Владимир Михайлов считает повышение боевых возможностей авиационных комплексов, что включает в себя два этапа: модернизацию имеющейся техники и закупку новых самолетов. В настоящее время основу парка ВВС составляют самолеты третьего и четвертого поколений: Су-24, Су-25, Су-27, Миг-29, Миг-31. Владимир Михайлов подчеркивает: «ВВС России обладает уникальным двухсамолетным парком фронтовых истребителей Су-27 и МиГ-29. Создание истребителей Су-27 и МиГ-29 можно рассматривать как высочайшее достижение российского авиастроения».
Главком делает упор на модернизацию парка воздушных судов. «Думаю, надо уходить от большого количества типов самолетов и вертолетов, это расточительно – говорит главком – До сих пор средств на покупку новых самолетов выделяется недостаточно. В конце 80-х мы брали по 600 машин в год, в 89-м, к примеру, 647 новых самолетов и вертолетов». С тех лет произошло сокращение Вооруженных Сил. «500 тысяч было в ВВС, 500 тысяч – в ПВО, это ж миллионная армия! А сейчас, после объединения ВВС и ПВО – меньше 200 тысяч, сокращение в 5 раз. При этом самолетов осталось достаточно – зачем что-то покупать, если они еще не устарели? …Сегодня мы пошли другим путем. Сохранили весь научный потенциал авиастроения и вертолетостроения. И используем экспорт самолетов, чтобы на вырученные деньги вести разработку новой техники. В итоге с 2002 года начали работать по истребителю пятого поколения. Уже есть прошедший испытания вариант Миг-29 – МиГ-29СМТ. А вариант модернизации МиГ-31 – МиГ-31БМ» – разъясняет свою позицию главком. Модификация Су-25 (известный как «Грач» по Афганской военной кампании) – Су-39 будет оснащен высокоточным многоканальным управляемым оружием. «Мы активно сейчас работаем над созданием самолета пятого поколения – ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), создаем легкий транспортный самолет Ил-112, средний транспортный самолет, а также новый тяжелый самолет Ил-76 МФ, испытания которого закончены в апреле прошлого года. С этого года российская авиапромышленность приступила к серийному производству новых самолетов Су-34 и Як-130 и нового вертолета Ми-28. У нас перспективы до 2010 года – хорошие», – официально заявил главком для прессы в этом году.
«За три с небольшим миллиарда рублей мы в прошлом году отремонтировали 106 самолетов, 76 вертолетов, 364 двигателя и ряд других агрегатов. По самолетам это четыре полка, причем прошедших ремонт только на наших ремонтных заводах, плюс вертолетов – три полка. 182 машины, у нас все они сейчас с двумя двигателями, летают на отремонтированных двигателях» – констатирует главком ВВС. Тем не менее, главком «держит руку на пульсе», контролируя сроки поставки новых машин. На смену Су-27 приходит многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34, которым будут оснащаться не только полки ВВС, но и авиация Военно-морского флота России. Две первые серийные машины Су-34 будут получены ВВС уже в 2006 году. В наши дни главкому необходимо иметь и коммерческий талант, так в отношении Су-34 Владимир Михайлов проводил переговоры с Новосибирским Авиационно-Производственным Объединением об изыскании возможности снижения цены серийного производства Су-34. Итогом активности главкома ВВС явилось снижение стоимости самолета Су-34 для Вооруженных Сил России на 150 миллионов рублей.
Основной парк самолетов ВВС будет служить до 2020-2025 годов. Поэтому тактически правильнее сейчас не закупать новые машины, а контролировать ситуацию с исправностью авиатехники, что требует немалых вложений. «Приходится маневрировать» по выражению главкома между закупкой новых машин и затратами на ремонт и модернизацию. Владимир Михайлов считает, что при условии модернизации Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-29 и МиГ-31 могут в ближайшие 10 лет составить серьезную конкуренцию зарубежным аналогам. Как сказал главком, «сделана ставка на постановку новой авионики на эти самолеты». «Основным компонентом ВВС, обеспечивающим региональное сдерживание, является фронтовая авиация с ее уникальными боевыми самолетами: истребителями МиГ-31, Су-27, МиГ-29; ударными самолетами: Су-34, Су-24М, Су-25, каждый из которых обладает свойствами, выгодно отличающими их от их зарубежных аналогов. Так, истребитель-перехватчик МиГ-31, на котором реализован целый ряд уникальных технологий до настоящего времени является основным самолетом истребительной авиации ПВО – отмечает Владимир Михайлов – Во-первых, кабины стали другими, во-вторых, они унифицированы. Если летчика с закрытыми глазами посадить в самолет, он не поймет, в каком оказался. Так вот эти модернизированные машины позволят нам поддерживать парк до 2015-го и даже до 2025 года. А в это время будет идти работа над новыми образцами».
Касаясь темы модернизации самолетов, Владимир Михайлов рассказывает историю из своей ранней летной практики: «Когда я был курсантом, летал на Су-7Б. И вот как-то он отказал. Мне говорят: ничего, на другом борту слетаешь. Подхожу, смотрю, а это Су-7БМ, а у него кабина совсем другая. Я говорю: вы что? А мне в ответ: ничего страшного. Показали разницу. Взлетел. Только приземлился – командир звена бежит: ты понимаешь, что летчики класс подтверждают освоением этого нового типа самолета, а ты – курсант, имея налет 25 часов на Су-7Б, уселся на Су-7БМ!». Вот таким лихим курсантом был генерал армии Владимир Михайлов! С другой стороны, этот пример наглядно показывает преимущества тактики модернизации парка воздушных судов над массовым введением совершенно новых самолетов.
Основной вклад в решение задач глобального сдерживания вносит дальняя авиация, на вооружении которой находятся ударные авиационные комплексы – стратегические ракетоносцы Ту-95МС, Ту-160 и дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3. Главком заявил: «В дальней авиации налажена разработка принципиально новых средств поражения. Результаты этой работы обнадеживают уже сейчас. Фактически у ВВС есть высокоточное оружие, и в настоящее время оно принимается на вооружение стратегических ракетоносцев. Параллельно ведется работа по продлению ресурса самолетов дальней авиации». Главком уточняет: «Есть необходимость в модернизации существующего парка Ту-160. То же с Ту-95. Это великолепная машина, имеющая приличную дальность». Самое грозное оружие в мире – стратегические бомбардировщики. По этому поводу генерал армии Владимир Михайлов заявил: «Ядерные силы ВВС России боеготовые и находятся в отличном состоянии. ВВС России располагают современным ядерным оружием и готовы качественно решить все поставленные перед ними задачи. Не корректно даже сомневаться, что наши ядерные силы современны и находятся в том состоянии, в каком они должны находиться». Главком отметил, что носители ядерного оружия – «очень молодые по сравнению с другими странами, а самолет Ту-160 вообще появился всего 20 лет назад. …Вот передо мной макет Ту-160 – лучше и красивей самолета нет в мире! Единственная проблема – разрабатывался он в 70-е, и немного устарела авионика. Но после модернизации вопросы снимаются. Надо – вторую, третью модернизацию проведем. Но ведь сам планер-то дорогущий, он может летать минимум 50 лет! А эта машина лишь в 86-м году поступила на вооружение, то есть ей жить еще не меньше 30 лет».
Современные самолеты – это машины, начиненные новейшими интеллектуальными системами. Истребитель пятого поколения считается главной надеждой России в будущих боях за небо. Разрабатывается этот боевой самолет по технологии «стелс», что сделает эту машину практически незаметной для средств ПВО. «Самолет пятого поколения будет иметь минимальную радиолокационную заметность» – отметил Владимир Михайлов.
О летном составе и «жилищном фронте»
Сегодня в Вооруженных Силах России идет программа оптимизации численности боевого состава, в том числе и в рядах ВВС. Главком Владимир Михайлов заявил: «Что касается оптимизации боевого состава ВВС, то количественный состав летчиков мы планируем иметь исходя из возможностей содержания в исправности авиационной техники: на каждый самолет полуторный экипаж летчиков. Хуже обстоит дело с личным составом инженерно-авиационных служб. Существующий ныне штат не позволяет в установленные сроки готовить авиатехнику к боевым вылетам». К тому же главком добавил, что все равно остается проблема организации полноценной боевой подготовки личного состава ВВС. «В идеале летчик должен налетать в год не менее ста часов. На деле же получается в среднем около 40 часов. Опытные пилоты в течение трех месяцев летают 35 часов, и я их держу в резерве, потому как за неделю могу восстановить их до любого уровня, если в этом возникнет необходимость. Молодым же летчикам стараемся увеличивать налет до 60 – 80 часов в год, в транспортной авиации и того больше. То есть сегодня мы интенсивнее готовим молодой летный состав. Кстати, налет у нас с каждым годом увеличивается. К примеру, если в прошлом году в среднем летчики налетали около 31 часа, то в этом уже 39» – говорит Владимир Михайлов.
Значительное место в развитии военной авиации главком уделяет работе по возрождению престижа профессии военного летчика. Престиж не поднять без решения в первую очередь социально-экономических проблем, обеспечения военных летчиков жильем. «После нашего доклада в августе прошлого года Президент России – Верховный Главнокомандующий Владимир Путин приказал пересмотреть денежное содержание летчиков. В итоге, сейчас лейтенант – выпускник училища получает уже более 10 тысяч рублей. Командир в возрасте – около 20 тысяч. Для Москвы, может, и маловато, но для большинства регионов России прилично – отмечает главком ВВС – К счастью, в жилищном вопросе наметилась тенденция к улучшению. В последние годы ВВС стали в два раза больше удовлетворять потребности военнослужащих в жилье. Если в 2002 году было выделено около 3.000 квартир, то в 2005-м – почти 6.500 квартир. А в этом году надеемся, что в ВВС и ПВО поступит более 7.000 квартир. Тем более что должна заработать президентская программа по обеспечению жильем военнослужащих в так называемых проблемных регионах страны. Эта острая проблема, безусловно, достаточно сильным образом влияет на боеготовность личного состава. Но мы ее стараемся решать».
Не оставляет без личного внимания главком ВВС и судьбы своих курсантов. Так, в 2005 году Владимир Михайлов вручил двум курсантам второго курса Барнаульской школы-интерната с первоначальной летной подготовкой личное направление для поступления в Военно-Воздушную Академию.
О себе главком ВВС рассказывает, что является летчиком-истребителем (истребитель-бомбардировщик). Главком Владимир Михайлов летал на Су-27, Су-30, МиГ-29, на Су-7Б всех модификаций, на Як-130. Но… больше всего он любит самолет Ил-18. Этот самолет 1967 года выпуска летает со скоростью 630 км в час. Свою привязанность к Ил-18 генерал армии Владимир Михайлов объясняет так: «Я просто люблю этот самолет. Самолет очень надежный и спокойный…».
Увеличить Indru_slujba_inform_VDV(51)-500-1.jpg (123кб)
Фото пресс-службы ВДВ, 2007
Настоящая война, контртеррористическая операция и мирное чистое небо главкома ВВС Владимира Михайлова.
Еще на заре авиации, в 30-годы прошлого века, летчик, Герой Советского Союза В. Молоков писал: «Мы, представители гражданского крыла Красной авиации, учимся у военных летчиков мужеству, выучке, мастерству…». И в наши дни в военной авиации есть герои, которые служат примером настоящего мужества. Генерал армии Владимир Михайлов знает, как важен для военного летчика успех, и знает, чего он стоит. Не так уж много в мировой практике успешно завершенных контртеррористических операций. Наверное, не случайно, в 90-е годы, годы многочисленных и хаотичных реформирований силовых структур, именно бесстрашному летчику, командующему Воздушной Армией Северо-Кавказского военного округа выпало на долю нести весь груз ответственности за освобождение заложников (детей – школьников) в Ростове в 1993 году. Этим командующим был генерал Владимир Михайлов. От назначенного руководить операцией в Правительстве РФ Олега Сосковца Владимир Михайлов получил шифровку: «Все руководство операцией по освобождению заложников возлагается на генерал-лейтенанта Михайлова В.С. Прошу всем структурам подчиняться и выполнять его волю».
Террористы стреляли в генерала. «Когда надо было подъехать на топливозаправщике к вертолету, я встал на подножку, говорю: поехали. А водитель в ответ: не поеду. Тогда вылезай. Он вылез, я сел за руль и впервые в жизни поехал на ТЗ-22. Он кричит: возьмите мою шапку! Может, думаю, ты и прав – моя-то фуражка уж слишком блестит. И поехал на этом топливозаправщике к вертолету. Бандиты стреляли дважды в кабину, но не попали – вспоминает Герой России Владимир Михайлов – Мы смогли бескровно освободить школьников, спасти вертолет и экипаж, вернуть деньги. И самое главное, уже через 40 минут после посадки бандиты были схвачены. То есть, красиво все сделали».
Воздушная армия под командованием Владимира Михайлова участвовала в боевых действиях во время первой чеченской кампании. Главком считает, что в настоящее время боевые задачи для всех видов авиации в Чечне уменьшаются. На пресс-конференции на авиасалоне МАКС-2005 в подмосковном Жуковском главком сказал: «…На данном этапе та группировка, которая создана в Чечне, полностью им (боевым задачам) соответствует и может их выполнять». Владимир Михайлов опроверг мнение о том, что в Чечне летают устаревшие машины. «Мы оцениваем авиацию не по возрасту, а по техническому состоянию. Могу вам сказать, что сейчас в Чечне летают современные машины» – сказал главком. В северокавказский регион в первую очередь идут новые и модернизированные боевые самолеты и вертолеты.
Сегодня главком говорит о боевых действиях в Чечне: «Яркий пример применения ВВС – контртеррористическая операция в Дагестане и Чечне. Весь ее ход убедительно доказывает, что успех в наземных операциях различного уровня сегодня не мыслим без активных действий авиации». В настоящее время задачи авиационной поддержки общевойсковых формирований решаются в основном вертолетами Ми-24В(П). «Эти вертолеты нашли широкое применение и внесли большой вклад в разгром бандформирований в Чеченской республике и других регионах Северного Кавказа при проведении контртеррористических операций. Важную роль они играют и в составе ограниченных контингентов миротворческих сил за пределами России» – заявил Владимир Михайлов на пресс-конференции «Состояние и перспективы развития в России военной авиационной техники-2006».
Фото: МАКС-2007
«Исполнилось 8 лет, как существует объединенный вид Вооруженных Сил – ВВС. Завершен процесс становления и интеграции. Воины зенитных ракетных и радиотехнических войск, летчики-истребители в составе ВВС бдительно несут боевое дежурство, успешно выполняют поставленные задачи» – говорит главком ВВС. Владимир Михайлов подчеркивает необходимость интенсифицировать преобразование системы ПВО в нашей стране в воздушно-космическую оборону, особенно эта тема стала активно прорабатываться после террористических атак с использованием гражданских воздушных судов (ВС) в США 11 сентября 2001 года. «Система радиолокационной разведки войск ПВО над территорией бывшего Союза позволяла практически в любой точке осуществлять непрерывное сопровождение летательных аппаратов. Сегодня это непосильная задача. В целях ее решения командование ВВС приступило к созданию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства России. А поскольку кроме Вооруженных Сил средства радиолокации широко используются в других министерствах и ведомствах, в перспективе они будут объединены в единую автоматизированную радиолокационную систему. Концепция ее развития разработана до 2010 года – рассказывает главком о работе по совершенствованию войск ПВО – Проблема организации воздушно-космической обороны в настоящее время действительно существует, но она носит конфиденциальный характер. В этой связи я могу пояснить лишь следующее. С принятием на вооружение ведущими государствами мира усовершенствованных средств воздушно-космического нападения (СВКН) вопрос обороны переходит в принципиально иную плоскость. Наша позиция в этом вопросе однозначна: для парирования потенциальной угрозы и повышения эффективности борьбы с существующими и перспективными СВКН необходимо объединение всех информационных и огневых средств под единым руководством».
ВВС России уже в этом году получат новейшую отечественную зенитную ракетную систему ЗРС С-400 «Триумф», ее еще называют «суперзенитной». Именно с «Триумфом» связывают планы развития космического уровня ПВО. Главком приоткрывает некоторые шаги столь секретного направления ВВС: «От С-400 планируем перейти к воздушно-космической обороне, когда зенитные ракетные комплексы будут работать уже не только по воздушным, но и по космическим целям. Есть такие наработки. В дальнейшем предполагается создать систему воздушно-космической обороны, объединяющей силы и средства всех видов Вооруженных Сил для борьбы со средствами воздушно-космического нападения противника в воздухе и космосе».
Потребности российских войск ПВО сегодня обеспечивает целый сегмент предприятий ОПК – 46 заводов, объединенных в концерн ПВО «Алмаз-Антей». Владимир Михайлов так отзывается о концерне: «По итогам 2005 и 2006 годов корпорация показала хорошие результаты. Объединение позволило избежать ненужной во многих вопросах конкуренции производителей. Благодаря четкой позиции Минобороны и ВВС мы добились того, что все потребности по линии ПВО удовлетворяются предприятиями ОПК в полном объеме». «Кроме того, еще более эффективно нам позволит скоординировать свою деятельность в этом направлении недавно созданная Военно-Промышленная Комиссия, которую возглавил первый заместитель председателя Правительства РФ, министр обороны Сергей Иванов» – говорит главком ВВС. Основной «кузницей кадров» для войск ПВО является Ярославское Высшее Военное Зенитное Ракетное Училище ПВО, выпускники которого проходят стажировку на полигоне «Ашулук». Как всегда, главком внимательно следит за готовящимся пополнением: «Они видят реальную боевую работу своих будущих командиров, вживаются в свою специальность, делают выводы, накапливают неоценимый войсковой опыт. Такая практика позволяет нам быстрее адаптировать их к службе в ПВО, так как у них появляется больше уверенности в себе, в правильности того или иного решения».
Фото: МАКС-2007
О взаимодействии с гражданской авиацией
Авиатеракты стали не редким явлением в новом веке. Много было шума вокруг сбитого на Дальнем Востоке в 1983 году южнокорейского «Boeing-747» советскими ВВС. Отношение к подобным ситуациям резко поменялось после 11 сентября 2001 года. Сегодня авиатеракты приравнены к действию оружия массового поражения.
24 августа 2004 года террористы взорвали бомбы на самолетах Ту-134 и Ту-154, летевших в Волгоград и Сочи, погибло 90 человек. Отвечая на вопросы об этом страшном теракте, главком Владимир Михайлов сказал: «Взрывные устройства были принесены заранее и установлены какими-то работниками, а смертницы просто привели их в действие, находясь на борту самолетов. Захвата ВС не было. Нашим органам слежения за воздушным пространством было сразу видно, что на самолетах были взрывы. При детальном анализе снимков локаторов и радиолокационных станций были видны фрагменты самолетов, разошедшихся до такого расстояния, что станция могла фиксировать их как отдельные фрагменты самолета».
Гражданские самолеты могут представлять из себя нечто совсем иное, чем мы привыкли думать. Так, в США создаются новые перспективные виды оружия – боевые лазеры воздушного базирования, лазеры устанавливаются на обычных «Boeing-747». Это –высокоточное оружие. Первая эскадрилья этого экзотического оружия должна поступить на вооружение в США уже в 2008 году. Очень своевременно в этом году был принят новый закон, позволяющий силам ПВО сбивать не только военные, но и гражданские самолеты – Закон “О противодействии терроризму”, подписанный Президентом России 6 марта 2006 года. Минобороны планирует в ближайшем будущем создавать сплошное радиолокационное поле над Москвой с целью защиты от воздушных террористов. А в настоящее время от Калининграда до Урала приняты меры по обеспечению необходимой степени боевой готовности зенитных ракетных и радиотехнических войск при захвате лайнеров террористами, в том числе и в условиях крайнего дефицита времени.
Общая протяженность границ России – свыше 61 тысячи км, а воздушное пространство России составляет более 25 миллионов км2, такое пространство не прикрыть только зенитными ракетными комплексами (ЗРК). Военные эксперты считают, что нужны общие усилия совместно с истребительной авиацией при надежной работе радиотехнических войск. Именно разобщенностью в прошлом веке главного командования ВВС и ПВО военные эксперты объясняют памятный случай 1987 года, когда немецкий пилот Руст на учебном самолете «Цесна-182» из Финляндии беспрепятственно совершил перелет до Москвы и приземлился на Красной площади. Сейчас иностранные разведывательные самолеты регулярно патрулируют около границ России. «Вблизи границ время от времени радиолокационные средства обнаруживают иностранные летательные аппараты. Каждый из них сопровождается, как это и должно быть» – сказал главком ВВС.
Не менее важно наладить взаимодействие военных с гражданской службой авиадиспетчеров. В мае этого года проходили судебные слушания по уголовному делу авиадиспетчеров ГУБП «Аэронавигация Центральной Волги». Пензенские и самарские авиадиспетчеры обвиняются в том, что 12 июля 2005 года при сопровождении вьетнамского пассажирского самолета «Boeing-777-200», выполняющего рейс из Ханоя в Москву, не подчинились приказу командования ПВО о выдворении самолета за пределы воздушного пространства России, идентифицированного военными как самолет-нарушитель. Гражданские авиадиспетчеры пропустили лайнер в Москву. Главком Владимир Михайлов добился от Генеральной прокуратуры возбуждения уголовного дела по статье 271 УК РФ «Нарушение правил международных полетов». Указом Президента России от 5 сентября 2005 года «О Федеральной аэронавигационной службе» начато глобальное реформирование навигации воздушного пространства. До 2025 года разработана концепция внедрения новой Аэронавигационной системы России, которая будет удовлетворять требованиям и гражданских, и военных.
Но не только дерзкие нарушители воздушного пространства представляют сегодня террористическую угрозу в ГА. Широко обсуждается Программа ICAO «Globaltime», в рамках которой разрабатываются виды страхования пассажирских авиаперевозок от военных рисков – имеется в виду попадание из ЗРК в авиалайнер при пересечении ВС зоны вооруженного конфликта или зоны базирования боевиков-террористов. В соответствии с Резолюцией А-33-1 Ассамблеи ICAO «Декларация о ненадлежащем использовании ГА в качестве оружия уничтожения и о других террористических актах, затрагивающих ГА» Юридическое Управление ICAO проводит консультации по проблеме переносных ЗРК. Для обеспечения защиты пассажирских ВС от нападений с использованием переносных ЗРК был разработан специальный инструктивный материал, ставший дополнением к «Руководству ICAO по защите ГА от актов незаконного вмешательства» под грифом «дсп». Также международная группа экспертов ICAO по авиационной безопасности разработала инструктивный материал по защите от переносных ЗРК для сотрудников службы безопасности на борту ВС. Вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов в феврале 2005 года на Братиславском Саммите Россия – США подписал российско-американское «Соглашение о совместных мерах по предотвращению распространения переносных ЗРК». Основной целью Соглашения является как раз упреждение возможности попадания опасных для ГА переносных ЗРК в руки террористов. «Сегодня практически только две страны производят этот очень опасный вид вооружений, в руках террористов он представляет страшную угрозу» – заявил Сергей Иванов в Братиславе.
Главком ВВС обо всех опасных ситуациях на самолетах России узнает в течение 2 минут. «Я узнаю обо всех нештатных ситуациях в воздухе через полторы-две минуты. Определена программа действий. В каждом конкретном случае (воздушного терроризма) есть свои особенности. Надо принимать решение в максимально короткие сроки» – сказал Владимир Михайлов. Говоря о действиях российских военных в случае захвата гражданского ВС, генерал армии Владимир Михайлов заявил, что «самолет может быть уничтожен только при реальной угрозе для важных объектов России. Если рейсовый борт, подходя к важным объектам, не начнет выполнять наши команды, а его экипаж будет заменен террористами, то тогда, конечно, будут предприняты меры к тому, чтобы его сбить. В каждом отдельном случае решение нужно принимать исходя из обстановки, но нельзя внедрять шаблоны... Надо помнить, что террористы угоняют не просто самолеты, а самолеты с пассажирами».
Владимир Михайлов подчеркивает: «Для них (пассажиров) главное быть уверенными и спокойными, когда они поднимаются по трапу в самолет. А для нас – эту самую уверенность им придать. Грамотными и четкими действиями. Стараемся и бьемся над этим с тех самых пор, как самолеты начали летать. И будем стараться, пока жива авиация». Главком особенно останавливается на том, что по сути никаких новых подходов в борьбе с терроризмом на воздушном транспорте нет, этот вопрос всегда был на контроле у Вооруженных Сил. «Какой новый подход? Он всегда таким был. Просто, может, не было прописано, но, имея определенную волю и понимание ситуации, главком или командующий могли сделать, что надо, и никто бы их за это не ругал» – говорит Владимир Михайлов.
В современном мире «баланс сил» обеспечивают ВВС и ПВО, охраняющие мирное чистое небо России. Поздравляя военных летчиков, которые всегда являлись и будут являться эталоном для всех авиаторов, 12 августа с днем ВВС, главком Владимир Михайлов сказал такие слова: «Если учесть, что Военно-Воздушные Силы с 1998 года объединяют два вида: ВВС и ПВО, то, безусловно, это самый основной вид Вооруженных Сил. И если сделать анализ вооруженных конфликтов последних лет, вы увидите, что только авиация в основном и решает все проблемы одной или другой стороны. Где нет авиации, там просто нет успеха».