Статьи :: ПБП ::

ПРОГНОЗ АВИАЦИОННЫХ СОБЫТИЙ НА ОСНОВЕ ИМЕЮЩИХСЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

д.т.н. В.Е. Овчаров (МАК), журнал «Проблемы безопасности полетов»


    Введение

    В авиационных летных училищах существовал феномен: в какой-то момент времени в летных подразделениях училища летчики–инструкторы и курсанты начинали «заболевать», проситься в наряды и караулы, записываться на парашютные прыжки – одним словом, всячески старались не летать. Через короткое время поступало сообщение, что на одном из аэродромов училища кто-то произвел посадку с убранным шасси (например!), или в зоне курсант с инструктором покинули самолет, или еще что-нибудь в этом роде. Сразу в «младшем летном составе» – курсанты и инструкторы – вновь просыпался летный энтузиазм, снова все рвались в воздух ...

    Этот феномен объясняется чрезвычайно просто. В училищах той поры был большой (по сравнению со строевыми частями) общий налет и наиболее наглядно проявлялся закон больших чисел, в соответствии с которым случайные события, имеющие конечную вероятность возникновения, при большом объеме выборки происходят с частотой, асимптотически (по мере увеличения объема выборки) приближающейся к значению вероятности. А, значит, и интервал между ними (налет часов, число полетов) соответствует этому значению вероятности. Кроме информационных служб, никто (а уж курсанты и инструкторы наверняка) не отслеживал статистики, но все чувствовали приближение этого момента интуитивно, что и порождало соответствующие настроения.

    Нечто подобное происходит в авиации всегда и везде, но, к сожалению, по ряду причин (в том числе, из-за разобщенности и недостаточного информационного обеспечения и изучения статистики) остается лишь для горькой констатации фактов.

    Каждое авиационное происшествие (АП) уникально и неповторимо. Всякий раз имеет место свое сочетание обстоятельств и факторов. Однако, группы факторов для какого-то периода, характеризуемого социально-экономическими условиями, уровнем технического развития авиации, принципами отбора, обучения и периодической подготовки летного состава или другими причинами, повторяются.

    Как известно, теория вероятностей изучает случайные события, которые в каждом конкретном случае детерминированы, но в совокупности они в вероятностном смысле являются случайными.

    Теория вероятностей, если верить легенде, родилась при попытках угадать сочетание очков при бросании костей с целью максимизации выигрыша (или, по крайней мере, минимизации проигрыша). Но ведь при каждом броске имел место определенный набор условий: величина замаха, высота вбрасывания кубика и подобное. То же имеет место при любом случайном событии. Например, произойди отказ двигателя на вертолете на несколько секунд позже и можно было бы произвести вынужденную посадку не на лес, а на поляну. Не отвлекись командир воздушного судна в момент выполнения штурманом (через автопилот) разворота, не потерял бы он пространственной ориентировки ночью в крене. Точно также факты, которые невозможно учесть каждый раз конкретно, определяют промах при стрельбе или бомбометании. Примеры можно бесконечно множить. Именно для того, чтобы на множестве неучтенных мелочей определить закономерности, и применяется теория вероятностей.

   

    Скачать полную версию статьи:

ovcharov2007.pdf (1315кб)

   



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
СТАНДАРТ КОНФИГУРАЦИИ СПЕКТРАЛЬНОЙ ПЛОТНОСТИ МОЩНОСТИ РИТМА СЕРДЦА ПИЛОТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОЙ РАБОЧЕЙ НАГРУЗКИ

Использование показателя динамической реакции позвоночника человека при анализе перегрузок катапультирования,

    

Новый выход на орбиту
    

Технология определения аэродинамических погрешностей...

Предвыборный маршрут: Москва-Калининград-Му
рманск

    


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
UAVs - Unmanned Aerial Vehicles - Беспилотники

Требуется Flight Safety Inspector

С наступающими праздниками!

Ошибка в работе сайта

День Интернета в России


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть