Статьи :: ПБП ::

Предупреждение столкновений (развода конфликтных ситуаций) летательных аппаратов в воздушном пространстве

д.т.н., проф. Н.П. Марьин, Гос НИИ «Аэронавигация», журнал «Проблемы безопасности полетов»


    Рассмотрены особенности разведения опасных перекрытий или столкновений летательных аппаратов в воздушном пространстве минимального эшелонирования и предложен вариант оптимального разведения конфликта летательных аппаратов автопилотом.

   

    Введение

    Проблема предупреждения столкновений является сложной задачей. Потребовалось много лет для разработки и отладки логики предупреждения столкновений (ПС). Существующие бортовые системы предупреждения столкновений играют важную роль в управлении воздушным движением и находят все большее распространение. Однако дальнейшее развитие воздушного движения, рост интенсивности перевозок и увеличение плотности летательных аппаратов (ЛА) в воздушном пространстве обуславливает дальнейшую автоматизацию процессов разведения конфликтных ситуаций. Необходимость автоматизации управления разведением конфликта вызвана острым дефицитом времени на принятие решения летчиком вследствие скоротечности процессов управления и большого объема используемой информации. Автоматизация функций управления и, в частности, функций предотвращения конфликтных ситуаций в полете - одно из самых необходимых направлений развития бортовых и наземных авиационных радиоэлектронных систем, обеспечивающее значительное повышение безопасности полетов. Поэтому дальнейшему совершенствованию систем предупреждения столкновений придается особое значение. Автоматизация процесса предупреждения конфликтной ситуации и разведения конфликта заметно ослабит влияние человеческого фактора на опасные сближения ЛА.

    Целью данной статьи является рассмотрение возможности применения оптимального автоматического разведения конфликтующих ЛА автопилотом.

   

    Алгоритмы, положенные в основу решения задачи

    предупреждения столкновений

    Способы и средства обеспечения вождения летательных аппаратов в воздушном пространстве минимального эшелонирования (RVSM) в реальном времени при конфликтах составляют предмет теории системы предупреждения столкновений (СПС). Эта теория исследует методы расчета и выполнения экипажами ЛА различных маневров, обеспечивающих разведение конфликта (рис. 1). При этом основное внимание уделяется кинематической стороне маневров. Самолет рассматривается как кинематическая точка, движущаяся в пространстве, однако учитываются ограничения по его скорости и ускорению. Основные задачи алгоритмического обеспечения СПС можно разделить на три группы:

    - определение относительного положения ЛА в конфликтной ситуации, что представляет те или иные частные случаи статистического оценивания состояния динамической системы;

    - обнаружение случайных событий (маневра ЛА, наличия угрозы столкновения и т.д.), что относится к теории статистических решений;

    - управление (выполнение маневров уклонения, выдерживания заданного места и т.д.) согласно теории автоматического управления.

    Ниже рассмотрены постановка и отмечены особенности отдельных задач управления в СПС, а также методы оптимального развода конфликтов.

   

    Скачать полную версию статьи:

maryin2-2007.pdf (296кб)

   

maryin2-2007figs.pdf (148кб)

   



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРВАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ АВИАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

НОВЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБНАРУЖЕНИЯ И ИЗБЕЖАНИЯ ТУРБУЛЕНТНОСТИ
    

Груз для крыльев
    

Безопасность аэротакси

МЕТОД ОГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ПОЛЕТА И ЕГО ПРИЛОЖЕНИЯ


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
С новым 2010 годом!

для модератора, администратора сайта

Где купить радиоуправляемый беспилотник?

День Интернета в России

Видео - материалы


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть