Статьи :: ПБП ::

Методика качественной оценки характеристик устойчивости, управляемости cистем автоматического управления полетом

к.т.н. Капитонов С.А., ОАО «ОКБ Сухого», журнал «Проблемы безопасности полетов»


    Предложена шкала оценивания качества переходных процессов при автоматическом управлении летательным аппаратом, позволяющая обоснованно и точно формулировать качественные оценки процессов управления по данным летного эксперимента.

   

    Важность свойств устойчивости и управляемости при использовании систем автоматического управления (САУ) требует привлечения для их оценки наряду с количественными методами методы качественной оценки переходных процессов (ПП).

    Существующие шкалы качественной оценки Цуварева, Купера-Харпера [1, 2] создавались для оценки режимов ручного управления, основанные на органолептической оценке [3] ПП летчиками по результатам только летных экспериментов. Они не учитывают в явном виде располагаемые характеристики устойчивости и управляемости, не обладают однозначностью. Применение указанных шкал может привести к значительному разбросу качественных оценок летчика одного и того же ПП, так как оценки формируются словесным образом безотносительно к некоторым граничным значениям параметров полета, определяемых характером решаемой задачи как обобщенные и могут содержать в себе достаточно широкий смысловой диапазон, либо относиться в равной степени к различным свойствам, на одном из которых каждый летчик-эксперт может акцентировать свое внимание.

    С другой стороны, смысловая расшифровка словесной обобщенной формулировки, выработанной на основе шкал Цуварева и Купера-Харпера может вызвать неоднозначность представления об исследуемом ПП из-за возможного появления семантической генерализации [4], имеющей место при анализе близких по значению слов, так как любая, сколь угодно длинная фраза, лишь приблизительно отражает мысль. Кроме этого, формирование качественной оценки характеристик устойчивости, управляемости с использованием указанных шкал исключает из этого процесса специалистов по САУ и не может быть применено при интерпретации данных исследования CАУ методами моделирования.

    Источником «разнопонимания» при использовании указанных шкал оценки могут быть:

    - недостаточная структуризация понятия качества ПП;

    - неучет в явном виде реальных характеристик управляемости летательного аппарата (ЛА);

    - различное понимание допустимости ПП или неучет целей управления;

    - отсутствие «единого языка» для общения между различного рода экспертами (летчиками и специалистами-разработчиками САУ), так как опыт и интуиция не приводят сами по себе к единству мышления и понимания.

    Поэтому, формирование практически используемой шкалы качественной оценки ПП, которая может быть использованы при экспериментальной оценке САУ по данным, как летных экспериментов, так и моделирования, а также при нормировании ПП и задании требований к САУ на предпроектной стадии, одновременно как летчиками, так и специалистами по САУ, следует осуществлять на основе привязки к некоторым эталонам ПП и создания неформального языка, близкого к естественному (типа U-языка [5]) и со специализированным словарным запасом, содержащим лингвистические переменные минимальной степени абстрактности, то есть с достаточно подробной степенью описания принятых эталонов ПП и их оценкой с точки зрения возможности решения задач управления ЛА.

   

    Скачать полную версию статьи:

kapitonov5-2007.pdf (111кб)

   



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
Предупреждение столкновений (развода конфликтных ситуаций) летательных аппаратов в воздушном пространстве

Сергей МИРОНОВ: «Без инновационного развития машиностроительного
комплекса России будет трудно занять подобающее место в XXI веке», Часть 3

    

Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
    

Новые подходы к решению проблемы предотвращения столкновений исправных воздушных судов с земной поверхностью (CFIT)

КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ ПО ГРУППЕ ФАКТОРОВ «ВОЗДУШНОЕ СУДНО» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «ДЕРЕВА ОТКАЗОВ»
    


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
Требуется Flight Safety Inspector

Видео - материалы

Профилактические работы

для модератора, администратора сайта

Человеческий фактор против ИИ


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть