Статьи :: ПБП ::

АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕДУР ОЦЕНИВАНИЯ НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ОПЕРАТОРА НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

д. т. н., проф. Ю. А Кукушкин, к. м. н. Э. А. Козловский (1), к. т. н. А. В. Пономаренко, В. В. Осипенко (2), д. т. н., проф. А. Г. Гузий(3), журнал «Проблемы безопасности полетов»


    1 Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины Минобороны России

    2 ФГУП «РСК «МиГ»

    3 ВВИА им. Н.Е. Жуковского

   

    Изложен алгоритм построения оценки нервно-эмоционального напряжения оператора в процессе профессиональной подготовки. Составными частями алгоритма являются: выделение электрокардиосигнала на фоне помех; построение ряда интервалов ЭКГ (кардиоинтервалограммы); синтез оценок нервно-эмоционального напряжения с использованием регрессионных моделей.

   

    Одним из обязательных этапов профессиональной подготовки операторов автоматизированных систем повышенной аварийности является тренировка на технических средствах, имитирующих условия реальной деятельности. Это могут быть тренажеры (ситуационные, процедурные, комплексные,…) или рабочее место оператора, функционирующее в режиме имитации различных рабочих ситуаций и контроля качества выполнения поставленной задачи. Целью этого этапа подготовки является повышение качества профессиональной деятельности оператора, с привитием соответствующих навыков и оптимизация нервно-эмоциональных реакций при работе в условиях, близких к реальным. Оценка уровня подготовленности оператора только по успешности выполнения задания (по конечному результату) не всегда достоверна. Известно, что высокая оценка может быть достигнута усилиями воли, мобилизацией организма, за счет избыточного напряжения сил, работы на пределе психических и психофизиологических возможностей (при отсутствии выработанных и устойчивых навыков) [1]. При этом надежность профессиональной деятельности человека может оказаться довольно низкой, что особенно проявляется при усложнении условий выполнения заданий или при возникновении чрезвычайной ситуации [2, 3,…].

    Психофизиологические показатели оператора в процессе выполнения задания на тренажере в первую очередь указывают на степень информационной, энергетической и психической нагрузок, то есть объективно свидетельствуют о сложности конкретного упражнения и отдельных его элементов для данного оператора. Они отражают динамику становления и перестройки навыков, степень их сформированности и функциональной надежности организма. Поэтому отклонение тех или иных физиологических показателей во время операторской деятельности (работы) может быть (при прочих равных условиях) достаточно информативным показателем освоения данного вида деятельности [4, 5,…]. Характерно, что стабилизация психофизиологических показателей наступает несколько позже, чем показателей качества деятельности [7, 8]. Последнее имеет принципиальное и решающее значение при определении необходимого объема тренировок и при оценке уровня обученности (подготовленности) оператора [9]. Надежность деятельности значительно повышается, когда результаты выполнения упражнения становятся стабильными, а уровень физиологических реакций соответствует сложности выполняемой задачи.

    Результаты ранее выполненных исследований показали, что по мере тренировки наряду со снижением степени нервно-эмоционального напряжения в процессе выполнения задания снижаются и предстартовые эмоциональные реакции. Предстартовая реакция — это особое состояние, возникающее в результате умственного моделирования будущих действий. Умеренное эмоциональное напряжение способствует качественному и надежному функционированию оператора [1, 10,…]. Эмоциональный компонент умственного моделирования мобилизует организм к действию, что объективно проявляется в повышении его физиологических функций и функциональной надежности. Чрезмерное волнение перед тренировкой, о чем свидетельствует высокий уровень регистрируемых физиологических показателей, как правило, отрицательно сказывается на качестве выполнения задания и косвенно свидетельствует либо о недостаточной подготовленности, либо о нарушении режима труда и отдыха, болезненном состоянии оператора и т.п. Отсюда следует, что при психофизиологической оценке подготовленности оператора целесообразно учитывать также исходный (предстартовый) уровень реакций.

    Многочисленными исследованиями установлено, что наиболее надежным показателем степени нервно-эмоционального напряжения является частота сердечных сокращений (ЧСС), жестко привязанная к этапу тренировки.

    Алгоритм оценивания нервно-эмоционального напряжения оператора состоит из двух частей:

    - алгоритма построения ряда интервалов RR электрокардиосигнала (ЭКС) - ритмограммы и определения ЧСС за этап тренировки;

    - алгоритма построения оценок нервно-эмоционального напряжения.

    Алгоритм построения ряда интервалов RR электрокардиосигнала - кардиоитервалограммы и определения ЧСС за этап тренировки

    Данный алгоритм включает идентификацию зубца R электрокардиограммы (ЭКГ), измерение длительности интервалов RR и мгновенных значений ЧСС, определение ЧСС за этап тренировки.

   

    Скачать полную версию статьи:

kukushkin1-2008.pdf (204кб)

   



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМ ПРИ АКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ УРОВНЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
    

Безопасность аэротакси

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ВОПРОСАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
    

ТРЕНАЖЕРНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА ВЕДЕНИЮ ВОЗДУШНОГО БОЯ
    

Обоснование основных требований к характеристикам движения беспилотных летательных аппаратов двойного назначения
    


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
"Союз" на миллиард долларов

День Интернета в России

для модератора, администратора сайта

Наши самолеты

Ошибка в работе сайта


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть