КОНФЕРЕНЦИИ. СЕМИНАРЫ
С 27 по 29 марта 2007 года прошла 15 юбилейная конференция региональной общественной организации «Общество независимых расследователей авиационных происшествий».
Общество учреждено инициативной группой специалистов, представляющих гражаданскую, государственную (военную) авиацию и авиационную промышленность России, Украины, Белоруси, Азербайджана, Грузии, Армении, Узбекистана, Молдовы, Таджикистана, Латвии, а также авиационных страховщиков в 1992 году. Девиз Общества в соответствии с Уставом: «Безопасность полетов через объективное расследование». Цель – обмен опытом конкретных исследований в процессе расследования авиационных событий, методические вопросы, присутствующие в этом виде деятельности, форма – проведение научно-практических конфереций, семинаров, публикация Сборников докладов, сделанных на ежегодных конференциях.
Приводим краткий обзор последнего из вышедшедших, 19-го Сборника докладов (трудов) 15-ой юбилейной конференции Общества.
Общая структура постановки докладов сложилась за 15 лет и включает в себя следующие разделы:
- общие вопросы безопасности полетов;
- расследование авиационных происшествий;
- методология расследования авиационных происшествий;
- «человеческий фактор» в авиационных происшествиях;
- исследования авиационной техники.
Каждый раздел содержит наиболее интересные результаты конкретного («сиюминутного») или общие, «фундаментальные» исследования, выполненые докладчиком по теме, имеющей прямое отношение к безопасности полетов.
В докладах представлена исчерпывающая картина уровня безопасности полетов за истекший год. В гражданской авиации стран СНГ уровень безопасности (в сравнении с мировым уровнем) проанализирован заместителем Межгосударственного авиационного комитета А. Н. Морозовым, анализ уровня безопасности полетов в государственной авиации сделан Начальником службы безопасности полетов авиации вооруженных сил генерал-лейтенантом С. Д. Байнетовым. Эти основополагающие доклады дают участникам конференции и читателям Сборника информацию о состоянии проблемы.
Д. м. н., проф. В. А. Пономаренко,главный научный сотрудник ГНИИ ВМ МО РФ
доложил о результатах психологического анализа деятельности пилота при возникновении нерасчетной ситуации при посадке самолета А-310 на аэродроме Иркутска, закончившейся катастрофой. В докладе, выполненном в острой полемической форме, высказаны положения, объясняющие психологическую основу ошибок экипажа.
Доклады членов Общества С. В. Зайко (член Совета), Р. С. Секлетова и Ю. В. Чигирева содержат анализ динамики протекания полетов, закончившихся катастрофами самолетов Цесна-208 P4-Oin в аэропорту Домодедово, А-320 EK‑32009 авиакомпании «Армавиа» в районе аэропорта Сочи и Ту-154М RA-85185 в районе аэропорта Донецк (Украина). По данным расшифровки бортовых самописцев и математического моделирования полностью восстановлены причины возникновения и динамика развития особой ситуации, что позволило указать на объективно имевшие место факторы, в совокупности определившие событие.
С анализом действий экипажа и причин их ошибок, приведших к катастрофе самолета А-320 EK‑32009 авиакомпании «Армавиа» в районе Сочи сделал доклад д. т. н., проф. В. Е. Овчаров (президент Общества). В докладе подробно рассмотрены эргономические недостатки самолета, которые предопределили роковые ошибки экипажа.
Исследованию причин аварии самолета Ан-3Т RA-05839 посвящен доклад членов Общества А. И. Водопьянова, В. Е. Желтовского, Ю. А. Потапенко и к. т. н. М. З. Коронова. Исследованию подлежали причины технического отказа силовой установки самолета.
В разделе «Методология расследования авиационных происшествий» приведены новые разработки в теории и практике исследования безопасности полетов.
В докладе д. м. н., проф. В. В. Козлова, советника первого заместителя генерального директора по производственной деятельности в области человеческого фактора ОАО «Аэрофлот» (члена Совета Общества) «Веерная» модель расследования и профилактики авиационных событий» дан новый подход к технологии расследования.
В докладе советника Генерального директора ГрАК «Волга–Днепр» по безопасности полетов Ю. А. Малевинского (члена Общества) описана методология управления безопасностью полетов в процессе производственной деятельности крупнейшей Российской грузовой авиакомпании. Этот подход отличает глубокий анализ процесса эксплуатации парка воздушных судов на всех этапах эксплуатации с учетом круга решаемых задач, условий полетов и «географии» охватываемых регионов мира.
Доклад к. п. н. Н. В. Якимович посвящен применению метода анализа психологических портретов пилотов для расследования авиационных происшествий. Материалы исследования показывают тесную взаимосвязь психологических особенностей личности пилота с риском его ошибок.
Доклад ведущего пилота-инструктора ОАО «Аэрофлот» В. А. Деревянко «Несовершенство подготовки в области CRM, как причина инцидента», как это следует из его названия, указывает на направления совершенствования системы.
Д. т. н., проф. А. Г. Гузий, главный специалист по риск-менеджменту ГрАК «Волга Днепр» (члена Общества) представил доклад «Математическое и методическое обеспечение экспертного прогнозирования авиационных событий в авиакомпании», в котором изложил материалы по методике прогноза.
Д. т. н., проф. В. Н. Писаревым (членом Общества) разработан материал по оценке надежности наземных осмотров воздушных судов.
Член Совета Общества к. т. н. В. А. Полтавец привел результаты исследования статистики негативных тенденций в аварийности тяжелых гражданских самолетов. Материал позволяет вырабатывать профилактические меры по снижению аварийности.
О сложностях в работе службы ОрВД в связи с управлением полетами иностранных воздушных судов сообщил в своем докладе член Общества, начальник инспекции по УВД В. И. Околелов.
Интересные сообщения сделали члены Общества Г. Й. Касперович (Авиационная администрация Украины), к. биолог. н. Л. К. Михайлова, к. т. н. В. В Казарин, д. т. н. С. А. Семенов («Диагностика микробиологических загрязнения в нефтепродуктах»), к. т. н. М. А. Ерусалимский («О разработке, учете и реализации рекомендаций комиссий по расследованию авиационных происшествий»).
В разделе «Человеческий фактор в авиационных происшествиях» представлены доклады д. м. н., проф. В. В. Козлова «Учение «человеческий фактор»: что сдерживает его внедрение в авиационно-транспортную систему?» и д. т. н., проф. В. Е. Овчарова «Человеческий фактор в авиационных происшествиях», посвященные общим вопросам проявления «человеческого фактора» в авиационной аварийности.
Большое место в Сборнике занимает цикл статей, выполненых в ГосЦентре безопасности полетов на воздушном транспорте и в 13 ГосНИИ МО (ЭРАТ), об исследованиях отказавшей авиационной техники.
В этом цикле долады и статьи, подготовленные д. т. н., проф. А. А. Шанявским, членом Совета А. Л. Тушенцовым, членами ОРАП к. физ.-мат. н. М. А. Артамоновым, Г. А. Гуреевым, С. П. Ходыревым, Ю. А. Потапенко, А И. Водопьяновым, а также Е. В. Бахмутовой, М. А. Куренковой, В. В. Чесноковым Ж. И., Калининой и Е. В. Стрижевской.
Ученые 13 ГосНИИ МО (ЭРАТ) представлены актуальными разработкам также в области исследования отказов авиационной техники.
В числе авторов члены ОРАП А. А. Черников, к. т. н. Ю. А. Коптев, Н. Е. Мась, д. т. н. С. М. Мусин, к. т. н. В. В. Иванов, В. Р. Кравченко, к. т. н. Е. О. Власов, к. т. н. А. А. Журинский, к. т. н. Ф. Ф. Разиньков, Т. Е. Ямпольская, М. И. Бармотин, О. Н. Литвин, к. биолог. н. Л. В. Сорокин, В. Г. Бабкин, Д. С. Пушков, Л. П. Белоус, С. В. Криницын.
Последний цикл докладов и статей о результатах конкретных исследований в связи с имевшими в эксплуатации отказами техники.
В целом материалы Сборника содержат как фундаментальные, так и прикладные аспекты науки и практики исследований в области безопасности полетов.