Статьи :: Авиапсихология ::

ДОБРОВОЛЬНЫЕ СООБЩЕНИЯ ПЕРСОНАЛА: ЗАЧЕМ И КОМУ ОНИ НУЖНЫ?

Козлов Валерий, Газета «Мой Аэрофлот», № 9, С. 5.


   

Увеличить arabairbus1.jpg (38кб)

    Фото: patdollard.com

   

    ИКАО требует от авиакомпаний перейти с 1 января 2009 года в профилактике негативных собы­тий от обеспечения к управлению безопасностью. Существенную роль в системе управления безопасностью играют добровольные сообщения персонала об опасных факторах про­изводственной деятельности.

   

    Добровольность – дело тонкое.

    Вопросы, вынесенные в заголовок ста­тьи, далеко не праздные. Дело в том, что без знания правильных на них ответов до­биться внедрения и эффективного функционирования в подразделениях систе­мы добровольных сообщений (ДС) очень сложно, а порой просто невозможно. Пос­леднее объясняется тем, что роль «глав­ной скрипки» в обеспечении функциони­рования указанной системы принадлежит не руководителям, а непосредственным исполнителям – пилотам, техникам, инже­нерам, бортпроводникам и т.д., поскольку именно они на добровольной основе при­нимают решение сообщать или не сооб­щать о выявленных недостатках. Однако следует помнить, что добровольность – ха­рактеристика очень тонкая, требующая де­ликатного с ней обращения, и проявляется лишь при наличии у специалиста выражен­ной потребности доводить информацию по тому или иному вопросу до руководства. Если такой потребности нет, то заставить человека добровольно делать сообщения невозможно, а если и удастся путем дирек­тивного распоряжения, то на выходе ока­жется никому не нужная отписка. Поэтому без осознания в первую очередь исполни­телями необходимости внедрения системы добровольных сообщений и четкого по­нимания личной выгоды (!), которую она им несет, система будет в лучшем случае только на бумаге. А в худшем – станет еще одним раздражителем для персонала и по­водом для различного рода пересудов.

   

    От обеспечения безопасности – к ее управлению.

    Итак, ответим на два вопроса: зачем нуж­ны ДС и кому они необходимы?

    Действительно, зачем нужны ДС, если в авиакомпании достаточно хорошо работают другие механизмы сбора инфор­мации о безопасности и эффективности труда разных категорий специалистов. Например, в летном комплексе все дейс­твия пилотов в полете анализируются по данным средств объективного контро­ля, в АТЦ действия исполнителя подвер­гаются оценке контролирующим лицом, в КСБ старший бортпроводник анализи­рует действия бортпроводников, в КНОП также осуществляется контроль за дейс­твиями персонала и т.д. Более того, все произошедшие инциденты тщательно расследуются специалистами инспекции по безопасности полетов. И, тем не менее, добровольные сообщения необходимы! Почему?

    Дело в том, что все перечисленные выше способы получения информации о безопасности и эффективности деятель­ности персонала базируются на фактах конкретных явлений и событий. Тако­выми могут быть ошибка специалиста, отказ бортовой системы ВС, негативное воздействие внешней среды, инцидент, авария и, что самое трагическое – катастрофа. Однако на современном этапе развития Гражданской авиации данный путь борьбы за безопасность полетов является непродуктивным и устаревшим. Именно поэтому ИКАО требует от авиакомпаний перейти с 1 января 2009 года в профилак­тике негативных событий от обеспечения к управлению безопасностью. Революци­онность перехода заключается в том, что строить безопасность на основе рекомен­даций, разрабатываемых по результатам расследования негативных событий или даже по материалам анализа ошибок, се­годня является почти анахронизмом. Ведь хорошо известно, что произошедшее со­бытие или допущенная ошибка – это ре­зультат проявления не одного, а несколь­ких (совокупности) опасных факторов (факторов риска), которые оказались присущи конкретному компоненту (или компонентам) авиационной системы. Бо­лее того, эти опасные факторы возникли не внезапно, а существовали уже на протяжении длительного времени, но поскольку никаких негативных событий не вызывали, то на них никто (в том числе и среди руководителей!) не обращал внимания.

   

    ДС как рентген работы подразделения.

    Но как получить информацию об опасных факторах? Оказалось, что единственным способом ее получения являются добро­вольные сообщения персонала!

    Добровольное сообщение – это без принуждения сделанное специалистом сообщение (в любом виде) об опасных факторах (факторах риска), с которыми он столкнулся в процессе производствен­ной деятельности, а также об официально незарегистрированных ошибках, особых ситуациях и инцидентах. Следовательно, ДС включают четыре вида информации:

    - опасные факторы (факторы риска),

    - ошибочне действия,

    - особые ситуации,

    - инциденты.

    Наиболее важной является информа­ция об опасных факторах.

    Теперь ответим на вопрос: кому необ­ходимы ДС? На первый взгляд, ответ может быть таким – руководителям, чтобы со­вершенствовать компоненты авиационной системы. Это правильный ответ, но далеко не полный. Дело в том, что ДС в не мень­шей степени, а лучше сказать – в первую очередь нужны самим специалистам – ис­полнителям. Выявляя опасные факторы в процессе производственной деятель­ности, специалист не только обеспечи­вает руководителей информацией, необ­ходимой для управления безопасностью, но и защищает себя от необоснованного обвинения в случае допущения ошибки, а тем более, когда ретивый руководитель трактует ее как нарушение. Выявление опасных факторов, которые в определен­ных условиях трансформировались в при­чину и обусловили ошибку, позволяет, с одной стороны, вскрыть объективную причину случившегося, а с другой – показать неэффективную работу в подразделении по своевременному определению опасных факторов.

    Внедрение системы ДС ставит руко­водителя в совершенно другие условия. Теперь руководитель лишается того од­нонаправленного обвинительного мыш­ления, которое эксплуатировал ранее. Выявив системные недостатки, снижаю­щие надежность деятельности, и добро­вольно о них сообщив, специалист полу­чает право самостоятельно разобраться в причинах собственной ошибки и защи­тить при необходимости себя от необос­нованного обвинения в произошедшем. Более того, если о системном недостатке персонал неоднократно сообщал в сво­их ДС, а руководитель не принимал мер, то, увы, ответственность за ошибку спе­циалиста обязан нести лично он. Система ДС, как рентген, высвечивает профессио­нализм лица, занимающего руководящую должность. Кроме того, данная система выявляет такие качества авиационной системы, как способность оперативно ре­агировать на обнаруженные персоналом опасные факторы (гибкость), структур­но-организационную мобильность (ди­намичность) и многие другие.

    Внедрение системы добровольных со­общений в подразделении – это трудоем­кое мероприятие, требующее его глубоко­го осознания и радикальной перестройки мышления всего персонала и руководи­телей, а также создание аналитического центра по оперативной обработке посту­пающей информации и обоснованию эф­фективных профилактических рекомен­даций.

    Советник первого заместителя гене­рального директора по производственной деятельности в области человеческого фактора ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», доктор медицинских наук, профессор Валерий КОЗЛОВ

   

    КОММЕНТАРИЙ газеты «Мой Аэрофлот»:

    Практика добровольных сообщений уже используется в летном комплексе. Вот что думает по этому поводу Владимир Садовский, начальник штаба летного комплекса: «Я счи­таю, что это эффективная система управления безопасностью полетов. Система работает наглядно и просто. Летчики заинтересованы в том, чтобы перестраховаться. Хорошо, если их опасения не подтверждаются».



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТЕРИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ И УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ В ПОЛЕТЕ
    

Сергей МИРОНОВ: «Без инновационного развития машиностроительного
комплекса России будет трудно занять подобающее место в XXI веке», Часть 3

    

Об одном методе оценки эффективности мероприятий по предотвращению авиационных происшествий

Оптимизация процесса планирования полетов при летных испытаниях
    

Современная подготовка по CRM: практические проблемы внедрения, Халимов И.M.
    


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
С наступающими праздниками!

Человеческий фактор против ИИ

Нужен ли в самолете стоп-кран?

Профилактические работы

С новым 2010 годом!


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть