Статьи :: ПБП ::

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ АВИАЦИОННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Д. Н. Тарасевич, НП «Безопасность полетов» (перевод подготовлен авиакомпанией «Волга-Днепр» под редакцией Партнерства «Безопасность полетов»), журнал «Проблемы безопасности полетов»


Содержание:


   

1. Введение

    В настоящем документе содержатся рекомендации по внедрению систем управления безопасностью полетов (СУБП) авиакомпаниями - владельцами сертификатов эксплуатанта (AOC) и организациями по техническому обслуживанию воздушных судов. В рекомендациях содержится основная информация о концепции СУБП и о разработке управленческой политики и правил. В рекомендациях учтено, что пользователь уже имеет полное представление о принципах СУБП. В различных публикациях можно найти обширную информацию с общими сведениями о структуре и внедрении СУБП в авиации и в других отраслях. Авторы предлагают эксплуатантам воздушных судов изучить данный материал, учитывая, что в будущем правовой основой СУБП станет Документ ИКАО 9859 - Руководство по управлению безопасностью полетов. В этой связи эксплуатантам рекомендуется использовать указанный документ в качестве основных инструктивных указаний по СУБП.

    В инструктивных указаниях учтены Правила внедрения (IR) систем управления, разрабатываемые Европейским агентством по безопасности полетов (EASA), сами указания будут обновляться по мере появления новых правил.

    Важно понимать, что СУБП это «вертикальная структура», подразумевающая, что руководитель предприятия несет ответственность за внедрение и непрерывное соблюдение принципов СУБП. Без всесторонней поддержки руководителя предприятия СУБП не может быть эффективной.

    Не существует единой, отвечающей потребностям всех эксплуатантов воздушных судов, модели СУБП. Сложные системы СУБП, вероятно, не будут отвечать потребностям малых эксплуатантов, и им придется приспосабливать свои СУБП с учетом масштаба, характера и сложности своих производственных процессов и соответствующим образом распределять ресурсы. Инструктивные указания для малых эксплуатантов воздушных судов представлены в настоящем документе отдельно.

   

   

2. Системы управления

   

2.1 Введение

    В идеальном варианте, система управления организации должна состоять из двух отдельных, но дополняющих друг друга систем - системы управления качеством (СУК) и СУБП. СУК и СУБП обязаны соответствовать масштабу, характеру и сложности организации, учитывать все опасности и риски, связанные с ее деятельностью.

    Система управления должна содержать описание структуры организации, имеющихся в наличии ресурсов, ответственности и обязанностей персонала, процедуры принятия решений и контроль их исполнения в рамках этой организации.

   

   

2.2 Система управления качеством

    Роль СУК состоит в том, чтобы контролировать соблюдение процедур, необходимых для обеспечения безопасного производства полетов, и поддержание летной годности воздушных судов. Системы СУК и СУБП выполняют дополняющие, но независимые функции, причем СУК контролирует работу СУБП.

   

   

2.3 Система управления безопасностью полетов

    СУБП обеспечивает организованный подход к управлению безопасностью полетов, предусматривает создание необходимых организационных структур, определение ответственности, обязанностей, политических принципов и правил. Сложность СУБП должна соответствовать требованиям организации к управлению безопасностью полетов. В основе СУБП лежит формальная процедура управления рисками, которая позволяет выявлять опасности, осуществлять их анализ и снижать уровень риска.

   

   

2.4 План внедрения системы управления безопасностью полетов

    Первым шагом к использованию СУБП в организации должна стать разработка плана ее внедрения. Такая реалистичная стратегия внедрения СУБП отвечает потребностям организации и уточняет подходы к управлению безопасностью полетов. В плане следует предусмотреть следующие разделы:

    - политика в области безопасности полетов;

    - цели и задачи планирования в области безопасности полетов;

    - описание системы;

    - анализ недостатков;

    - элементы СУБП;

    - роли и обязанности при обеспечении безопасности полетов;

    - политика в области сообщений по безопасности полетов;

    - вовлечение персонала в обеспечение безопасности полетов;

    - взаимодействие при обеспечении безопасности полетов;

    - измерение показателей безопасности полетов;

    - ознакомление руководителей с показателями безопасности;

    - обучение персонала вопросам безопасности полетов.

   

   

2.5 Малые авиационные предприятия

    Для малых предприятий следует разрабатывать упрощенные планы внедрения СУБП, включая следующие положения:

    - подход организации к управлению безопасностью полетов с учетом их конкретных требований к безопасности;

    - координация с СУБП других организаций, с которыми она взаимодействует на рабочем уровне;

    - участие высшего руководства и взаимодействие в рамках всей организации.

    Примечание: Дополнительная информация о внедрении СУБП содержится в Руководстве по оценке внедрения систем управления безопасностью полетов ИКАО.

   

   

3. Элементы системы управления безопасностью полетов

    Любая СУБП должна состоять из следующих четырех элементов:

    1. Политика и цели в области безопасности полетов.

    2. Управление рисками, влияющими на безопасность полетов.

    3. Обеспечение безопасности полетов.

    4. Пропаганда безопасности полетов.

   

   

4. Политика и цели в области безопасности полетов

    Политика в области безопасности полетов определяет методы и процедуры, которые организация использует для достижения желаемых результатов. Создание положительной культуры безопасности начинается с ясного и недвусмысленного распоряжения руководителя предприятия по данному вопросу.

    При разработке политики в области безопасности полетов, руководство организации должно учитывать мнение ведущих сотрудников, отвечающих за критически важные направления безопасности полетов. Проведение таких консультаций гарантирует, что политика безопасности и заявленные цели будут известны всему персоналу, который в целом будет нести ответственность за создание культуры безопасности в организации.

    Пять направлений политики и целей в области безопасности полетов:

    1. Обязанности и ответственность руководителей.

    2. Ответственность за безопасность управленческого персонала.

    3. Назначение ключевого персонала по безопасности полетов.

    4. Планирование мероприятий на случай аварийной обстановки.

    5. Сборники документов.

   

   

4.1 Обязанности и ответственность руководителей

    Руководитель предприятия несет полную ответственность за СУБП и должен:

    - иметь полномочия в рамках корпорации, гарантирующие, что все предпринимаемые действия финансируются и осуществляются по установленному стандарту;

    - иметь все полномочия для обеспечения необходимого штатного расписания;

    - непосредственно отвечать за решение организационных вопросов;

    - нести прямую ответственность за работу организации;

    - нести прямую ответственность за состояние безопасности полетов в целом.

    Другие должностные лица предприятия обязаны:

    - по указанию руководителя предприятия разрабатывать политику в области безопасности полетов;

    - постоянно пропагандировать эту политику среди всего персонала и демонстрировать свою приверженность к ее исполнению;

    - предоставлять необходимые человеческие и финансовые ресурсы;

    - определять задачи в области безопасности полетов и устанавливать рабочие стандарты для СУБП. Указанные цели и стандарты работы должны быть увязаны с показателями, целями и требованиями к безопасности СУБП.

   

   

4.2 Ответственность за безопасность полетов управленческого персонала

    Организация должна определить уровень ответственности своего руководителя и обязанности ключевого персонала по вопросам безопасности полетов. Важно, чтобы управление безопасностью полетов рассматривалось как неотъемлемая стратегически важная часть деятельности организации, придающая вопросам безопасности самый высокий приоритет. В этой связи Совет директоров обязан постоянно демонстрировать свое стремление иметь эффективную СУБП. Руководитель предприятия, другие руководители устанавливают стандарты культуры безопасности предприятия. Без этого СУБП не будет эффективной.

   

   

4.3 Назначение ключевого персонала по безопасности полетов

    Организационная структура СУБП должна не только отражать масштабы, характер и сложность организации, но и предусматривать:

    - назначение менеджера по вопросам безопасности полетов;

    - создание комитетов по вопросам безопасности полетов.

   

4.3.1 Менеджер по вопросам безопасности полетов

    Назначенный менеджер по вопросам безопасности полетов должен считаться одним из руководителей организации, чтобы придать ему необходимый вес при рассмотрении вопросов безопасности и дать право непосредственно выходить на руководителя предприятия.

    Менеджер по вопросам безопасности полетов должен обладать следующими качествами:

    - иметь опыт управления производством и техническое образование, чтобы понимать работу систем, обеспечивающих функционирование организации;

    - обладать навыками общения с персоналом;

    - иметь аналитические способности и навыки решения проблем;

    - иметь навыки управления проектами;

    - владеть устной речью и умением готовить документы.

    Следует подчеркнуть, что вся полнота ответственности за СУБП возлагается на руководителя предприятия, а не на менеджера по вопросам безопасности полетов.

    Менеджер по вопросам безопасности полетов отвечает и является центральной фигурой при разработке, администрировании и обеспечении функционирования эффективной системы безопасности полетов.

    Менеджер по вопросам безопасности, как минимум, выполняет следующие функции:

    - управляет планом внедрения СУБП от имени руководителя предприятия;

    - обеспечивает процедуры управления рисками, включая определение опасностей, оценку и методы снижения рисков;

    - контролирует выполнение всех необходимых корректирующих действий;

    - предоставляет периодические отчеты по показателям безопасности полетов;

    - ведет документацию по безопасности полетов;

    - планирует и организует обучение персонала по вопросам безопасности полетов;

    - предоставляет независимые консультации по вопросам безопасности полетов;

    - информирует руководителей компании о состоянии безопасности полетов;

    - оказывает помощь руководителям служб и подразделений компании;

    - осуществляет контроль за системами определения опасностей;

    - участвует в расследованиях авиационных событий и происшествий.

   

4.3.2 Комитеты по безопасности полетов

    Совет по рассмотрению вопросов безопасности полетов Совет по рассмотрению вопросов безопасности полетов (СРБП) является комитетом высшего уровня, который рассматривает стратегические вопросы, связанные с обеспечением безопасности. Совет возглавляется руководителем предприятия и, как правило, в него входят представители высшего руководства организации. Если требуется, в Совет включают директоров организации. Совет обеспечивает выделение ресурсов, необходимых для достижения установленных показателей безопасности, и определяет стратегические направления работы для Группы действий по безопасности полетов (ГДБП).

    Совет контролирует:

    - состояние безопасности полетов с учетом политики и целей в этой области;

    - эффективность плана внедрения СУБП;

    - эффективность контроля за безопасностью полетов в субдоговорных организациях;

    - своевременность необходимых корректирующих или смягчающих действий;

    - эффективность аудиторских проверок СУБП.

   

   

Группа действий по безопасности полетов

    ГДБП подчиняется СРБП и выполняет указания Совета по стратегическим направлениям деятельности. В нее входят менеджеры, контролеры и персонал производственных подразделений. В состав Группы может быть включен менеджер по вопросам безопасности полетов.

    Группа действий по безопасности полетов:

    - контролирует состояние безопасности полетов;

    - устраняет выявленные риски;

    - оценивает степень влияния происходящих изменений на безопасность полетов;

    - выполняет планы корректирующих действий;

    - обеспечивает выполнение корректирующих действий в установленное время.

    Группа действий по безопасности полетов рассматривает:

    - эффективность предыдущих рекомендаций по безопасности полетов;

    - вопросы пропаганды безопасности полетов.

   

   

4.4 Планирование мероприятий на случай аварийной обстановки

    Компания обязана разработать План мероприятий на случай аварийной обстановки (ПМАО), включая меры, принимаемые организацией и отдельными сотрудниками, в случае такой ситуации. Этот План должен стать составной частью СУБП и соответствовать масштабу, характеру и сложности деятельности организации.

    В Плане следует предусмотреть:

    - организованный переход от нормального режима работы к аварийному;

    - назначение лиц, уполномоченных действовать в аварийной обстановке;

    - распределение ответственности при действиях в аварийной обстановке;

    - предоставление ключевому персоналу полномочий в рамках плановых мер;

    - координацию действий для выхода из аварийной обстановки;

    - безопасное продолжение работы или возврат в штатный режим, как только это станет возможно.

    В Плане устанавливаются обязанности, роли и действия различных организаций и персонала, участвующих в устранении аварийной обстановки.

    При составлении Плана следует учитывать:

    - руководящие принципы;

    - организацию;

    - оповещение;

    - оперативное реагирование;

    - дополнительную помощь;

    - Центр управления кризисной ситуацией (ЦУК);

    - документацию;

    - место происшествия;

    - средства массовой информации;

    - официальные расследования;

    - помощь семьям;

    - психотерапевтические консультации в связи с посткритическим стрессом;

    - анализ действий после происшествия.

   

   

4.5 Сборники документов

    В документах СУБП должны отражаться характер, масштаб и сложность организации; как правило, в сборники включены:

    - применимые правила;

    - документация по СУБП;

    - отчеты;

    - Руководство по СУБП.

    Политика в области безопасности полетов предусматривает обязательства по:

    - обеспечению самых высоких стандартов безопасности полетов;

    - соблюдению всех применимых юридических требований, стандартов и практического опыта;

    - обеспечению соответствующими ресурсами;

    - соблюдению требований безопасности руководителями всех уровней;

    - соблюдению и пониманию этой политики на всех уровнях, как внутри самой организации, так и за ее пределами.

    Руководство по СУБП должно стать главным средством взаимодействия внутри организации в области безопасности полетов, документально отражать все аспекты СУБП, включая политические принципы безопасности, цели, процедуры и индивидуальные обязанности сотрудников. Содержание Руководства:

    - масштабы применения СУБП;

    - политика и цели в области безопасности полетов;

    - распределение ответственности в области безопасности полетов;

    - ключевой персонал, занимающийся безопасностью полетов;

    - правила контроля за прохождением документов;

    - определение опасностей и схемы управления рисками;

    - контроль за показателями безопасности;

    - планирование мероприятий на случай аварийной обстановки;

    - управление изменениями в области безопасности полетов;

    - пропаганда безопасности полетов;

    - деятельность субподрядных организаций.

   

   

4.6 Малые авиационные предприятия

    СУБП малого предприятия может содержать в упрощенном виде следующие положения:

   

   

4.6.1 Обязанности руководителей и персонала по обеспечению безопасности полетов

    Организация должна определить ответственного руководителя, который, независимо от своих других функций, от имени организации должен нести полную ответственность за внедрение и функционирование СУБП.

    Организация также должна определить обязанности в области безопасности полетов всего управленческого персонала и других сотрудников, независимо от их функций. Обязанности и полномочия должны быть оформлены документально и сообщены всем членам организации.

    В малом предприятии одно лицо может одновременно исполнять функции руководителя и представителя старшего управленческого персонала.

   

4.6.2 Назначение ключевого персонала по безопасности полетов

    Организация должна определить менеджера, который будет нести ответственность за внедрение и функционирование СУБП, являясь при этом связующим звеном в организации по данному вопросу.

    В малом предприятии функции Совета по рассмотрению вопросов безопасности полетов (СРБП) и Группы действий по безопасности полетов (ГДБП), могут делегироваться отдельным лицам, а не коллективным органам.

   

4.6.3 Координация при планировании мероприятий на случай аварийной обстановки

    Организация должна разработать, осуществлять координацию и обеспечивать функционирование ПМАО для организованного и эффективного перехода от нормального к аварийному режиму работы, и в дальнейшем - к возвращению к работе в штатном режиме.

   

4.6.4 Сборники документов

    Организация должна разработать и вести документацию по СУБП, в которой содержится описание политики и целей в области безопасности полетов, требований и правил, касающихся СУБП, ответственности, обязанностей и полномочий персонала, а также результатов деятельности в рамках СУБП.

    В качестве части документации по СУБП организация должна разработать и вести Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП), чтобы внедрять в организации принятые подходы к обеспечению безопасности.

    РУБП может быть одной из глав Руководства по деятельности организации.

   

   

5. Управление рисками, влияющими на безопасность полетов

    В СУБП подход к рассмотрению рисков осуществляется по трем направлениям:

    1. Процедуры определения факторов опасности

    2. Процедуры оценки и снижения уровней рисков

    3. Процедуры внутреннего анализа состояния безопасности полетов

    Безопасность - это условие, при котором риск ущерба или повреждения ограничен приемлемым уровнем. Управление безопасностью - это системный подход к определению опасностей и управлению рисками. Опасности, создающие риски, могут быть выявлены при помощи процедур СУБП. Процесс перехода от определения опасности к оценке и снижению риска является процедурой управления рисками.

   

   

5.1 Процедуры определения факторов опасности

    Опасность - это ситуация или условие, которые потенциально могут привести к неблагоприятным последствиям. Процесс определения опасности является формализованным средством сбора, регистрации, анализа, а также действий с последующей обратной связью об опасностях, которые влияют на безопасность производственной деятельности организации. В хорошо отработанной СУБП определение опасностей является непрерывным процессом.

    Действия, связанные с определением опасностей, должны предприниматься во всех оперативных подразделениях организации на основе данных, полученных как по реагирующим, так и по превентивным схемам. Реагирующие схемы предусматривают получение сведений о происшествиях, инцидентах, а также данных от систем полетной информации. Превентивные схемы включают добровольные сообщения об инцидентах, систему конфиденциальных сообщений, исследования состояния безопасности полетов, проверки и оценки безопасности. Одним из средств определения опасностей могут быть совместные совещания специалистов.

   

   

5.2 Процедуры оценки и снижения уровней рисков

    После определения опасности следует провести ее анализ, чтобы оценить потенциальную возможность ущерба или повреждений. При этом необходимо учитывать три фактора:

    - вероятность того, что опасность приведет к неблагоприятным последствиям;

    - серьезность потенциальных неблагоприятных последствий;

    - степень воздействия опасной ситуации.

    Процедуры оценки и снижения уровней рисков предусматривают анализ, устранение или снижение риска, угрожающего организации, до приемлемого уровня. На рис. продемонстрирован процесс анализа опасных факторов и оценки рисков.

   

Увеличить tarasevich2008-1.gif (89кб)

    Рис.

    Следует разработать систему оценки и анализа данных, собранных или полученных после принятия указанных выше мер. Информация, полученная по результатам анализа, должна направляться должностным лицам, несущим ответственность за эксплуатационную безопасность организации. Системы конфиденциальных сообщений должны учитывать принятые принципы отношений с персоналом, включая эффективную процедуру обратной связи.

   

5.2.1 Риски

    Риск - это оцененная возможность неблагоприятных последствий опасности, при условии реализации ее способности причинять вред. Опасность имеет потенциальную возможность причинять вред, в то время как риск – это вероятность того вреда, который может быть причинен в течение определенного периода времени.

   

5.2.2 Оценка рисков

    Оценка рисков подразумевает учет вероятности и серьезности любых неблагоприятных последствий выявленной опасности. Математические модели могут дать убедительные результаты, но, как правило, такой анализ дополняется количественными данными в форме субъективного и логического анализа взаимосвязанных фактов. Матрица рисков может быть полезна для проведения оценки опасности. Серьезность последствий можно определить точно, но вероятность события определяется более субъективно и зависит от масштаба производственной деятельности организации. Процедура оценки должна документироваться по каждому этапу для последующей подготовки подробного отчета (табл. 1, 2, 3, 4).

    Таблица 1

   

Увеличить tarasevich2008-2.gif (58кб)

    Таблица 2

   

Увеличить tarasevich2008-3.gif (76кб)

    Таблица 3

   

Увеличить tarasevich2008-4.gif (35кб)

    Таблица 4

   

Увеличить tarasevich2008-5.gif (71кб)

   

5.2.3 Снижение уровней рисков

    Уровни рисков должны сдерживаться на максимально низком уровне. Их необходимо поддерживать с учетом факторов времени, затрат и трудностей, связанных с принятием мер по снижению или устранению этих рисков. Уровень риска может быть понижен путем уменьшения серьезности потенциальных последствий и вероятности наступления события или путем снижения степени уязвимости от данного риска. Корректирующие действия должны учитывать как все существующие средства защиты, так и их способность обеспечить приемлемый уровень риска. Корректирующие действия осуществляются, а уровень оставшегося риска оценивается, как указано в разделе 5.2.2, чтобы убедиться, что уровень риска понизился до приемлемого значения, и что никаких новых рисков в производственной деятельности не возникнет.

   

   

5.3 Внутренняя оценка безопасности полетов

    Внутренние анализы состояния безопасности полетов - с характерным для них объемом и содержанием - производятся в отношении только тех событий, информация о которых не поступает в Управление гражданской авиации, и которые не расследуются этим ведомством. Несмотря свой, часто незначительный характер, они могут указывать на источники потенциальной опасности, которые могут быть вскрыты только путем систематических расследований.

   

5.3.1 Объем расследований в области безопасности полетов

    Масштаб и объем любого расследования должен соответствовать задаче определения и оценки основных видов опасностей. Для обеспечения всесторонней оценки любого события полезно применять системный подход. Затраченные усилия должны быть пропорциональны тем преимуществам, которые организация получит от определения рисков и опасностей.

   

5.3.2 Методика расследований

    Расследования - это повторяющийся процесс, который может потребовать возврата назад и повторения уже сделанных шагов по мере появления новых данных или новых выводов. Существуют следующие источниками информации:

    - документы;

    - результаты мониторинга поступающей полетной информации;

    - опросы;

    - моделирование ситуаций;

    - базы данных по безопасности полетов.

   

5.3.3 Рекомендации по безопасности полетов

    Организация должна иметь средства информирования о результатах всех расследований, касающихся безопасности полетов, и, если возможно, применять к ним процедуры, изложенные в разделе 5.2.

   

   

5.4 Малые авиационные предприятия

    Система управления рисками, влияющими на безопасность полетов, для малых авиационных предприятий должна включать функции определения опасностей, анализа и снижения уровня рисков, оставаясь при этом может более простой.

    Процедуры определения опасностей и анализа рисков могут предусматривать профилирование риска - метод, который был разработан для конкретного вида деятельности, из которого вытекают общие стратегические подходы, используемые организацией для эффективного снижения уровней рисков в конкретной ситуации.

    В системе управления рисками, влияющими на безопасность полетов, могут также использоваться контрольные карты безопасности или аналогичные методы управления рисками, которые применяются в организации.

   

   

6. Обеспечение безопасности полетов

    Три составных элемента обеспечения безопасности полетов:

    - мониторинг, измерение и анализ показателей безопасности полетов;

    - управление изменениями в области безопасности полетов;

    - непрерывное совершенствование системы безопасности полетов.

   

   

6.1 Мониторинг и измерение показателей безопасности полетов

    Мониторинг и измерение показателей безопасности полетов должны быть процессом, в соответствии с которым показатели безопасности организации сверяются с принципами ее политики и целей в этой области. Указанный процесс должен предусматривать:

    - отчеты по безопасности полетов;

    - исследования проблем безопасности полетов;

    - анализ безопасности полетов, включая возникающие тенденции;

    - аудиторские проверки безопасности полетов;

    - общие проверки.

    Аудиторские проверки безопасности полетов применяются для того, чтобы убедиться в эффективности структуры СУБП с точки зрения:

    - укомплектованности штата сотрудников;

    - соблюдения установленных правил и инструкций;

    - уровня компетентности и подготовки персонала, занимающегося эксплуатацией оборудования, и поддержания их квалификации.

    В ходе проверок состояния безопасности полетов необходимо уделять внимание конкретным элементам и процедурам, которые присутствуют в определенных видах деятельности, используя для этого:

    - контрольные карты;

    - вопросники;

    - неофициальные конфиденциальные собеседования.

    Сведения, полученные в ходе проверок, носят субъективный характер и поэтому должны проверяться до осуществления каких-либо корректирующих действий, при этом они остаются не требующим больших затрат источником информации по безопасности полетов.

   

   

6.2 Управление изменениями в области безопасности полетов

    Управление изменениями в области безопасности полетов должно быть официальной процедурой по определению внешних и внутренних изменений, которые могут отрицательно повлиять на деятельность и услуги, предоставляемые организацией. Для этого используются применяемые в организации методы управления рисками, обеспечивающие отсутствие какого-либо неблагоприятного влияния на безопасность полетов. Изменения могут повлечь за собой появление новых опасностей, которые, в свою очередь, повлияют на целесообразность и эффективность существующих методов уменьшения рисков.

   

   

6.3 Непрерывное совершенствование системы безопасности полетов

    Непрерывное совершенствование подразумевает:

    - определение непосредственных причин появления нештатных ситуаций и их влияние на функционирование СУБП;

    - устранение нештатных ситуаций, выявленных в процессе обеспечения безопасности полетов.

    Непрерывное совершенствование обеспечивается:

    - оценкой эффективности использования производственных средств, оборудования, документации и процедур при помощи аудиторских и других проверок безопасности полетов;

    - оценкой работы отдельных сотрудников в целях проверки выполнения ими своих обязанностей по обеспечению безопасности полетов;

    - оценкой проделанной работы, чтобы определить эффективность системы управления и снижения рисков, включая инциденты, авиационные происшествия и расследования;

    - отслеживанием изменений с целью проверки их эффективности.

   

   

6.4 Малые авиационные предприятия

    Обеспечение безопасности полетов в малых предприятиях подразумевает периодическое проведение внешних аудиторских проверок для оказания помощи организации в контроле за показателями безопасности и устранении всех выявленных случаев нештатного функционирования СУБП.

   

   

7. Пропаганда безопасности полетов

   

7.1 Обучение и подготовка персонала

    Весь персонал должен пройти обучение по безопасности полетов в соответствии со своими обязанностями в этой области. В частности, весь оперативный персонал, менеджеры, инспекторы, старшие менеджеры и руководитель предприятия должны пройти соответствующее обучение и быть компетентными для исполнения своих обязанностей по СУБП.

    Оперативный персонал - должен понимать политику организации в области безопасности полетов и знать общие принципы функционирования СУБП.

    Менеджеры и инспекторы - должны понимать технологию обеспечения безопасности полетов, уметь определять опасности, управлять рисками и изменениями в области безопасности полетов.

    Старшие менеджеры - должны понимать организационные требования к обеспечению безопасности полетов, требования к обеспечению и регулированию безопасности в своей организации.

    Руководитель предприятия - должен понимать роли и обязанности персонала в рамках СУБП, политику в области безопасности полетов, стандарты СУБП и обеспечения безопасности полетов.

   

   

7.2 Взаимодействие по вопросам безопасности полетов

    Взаимодействие по вопросам безопасности полетов лежит в основе развития и поддержания необходимой культуры безопасности полетов. Инструменты взаимодействия:

    - политика и процедуры в области безопасности полетов;

    - информационные бюллетени;

    - презентации;

    - информационные сообщения;

    - неофициальные собрания на рабочих местах с участием персонала, руководителя предприятия или старших менеджеров.

    Взаимодействие по вопросам безопасности полетов осуществляется чтобы:

    - гарантировать, что весь персонал знаком с СУБП и культурой безопасности полетов в организации;

    - распространять критически важную информацию по безопасности полетов;

    - объяснять, почему предприняты те или иные действия;

    - объяснять причины введения или изменения процедур в области безопасности полетов;

    - развивать и повышать культуру безопасности полетов в организации;

    - контролировать взаимодействие по вопросам безопасности полетов и его влияние на организацию.

   

   

7.3 Малые авиационные предприятия

   

7.3.1 Обучение персонала

    Весь персонал должен пройти обучение по безопасности полетов в соответствии со своими служебными обязанностями в этой области.

    Программа обучения может предусматривать компьютерный курс или иные формы обучения, предоставляемые поставщиками образовательных услуг.

   

7.3.2 Система взаимодействия

    Организация должна ввести систему взаимодействия по вопросам безопасности полетов, которая:

    - гарантирует, что весь персонал осведомлен о СУБП;

    - распространяет критически важную информацию по безопасности полетов, и, прежде всего, ту, которая имеет отношение к определенным рискам и проанализированным в организации опасным ситуациям;

    - объясняет, почему предприняты те или иные конкретные действия;

    - объясняет причины введения или изменения процедур, влияющих на безопасность полетов;

    Организация должна регулярно проводить собрания персонала с обсуждением действий и процедур, относящихся к вопросам обеспечения безопасности полетов.

   

    Приложение. Структура системы управления

   

Увеличить tarasevich2008-6.gif (75кб)



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
КОНФЕРЕНЦИИ. СЕМИНАРЫ

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СОВРЕМЕННЫХ САМОЛЕТОВ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ АВИАЦИОННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
    

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ КУРСОВ В ЦЕНТРАХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
    

Уверенное поведение персонала - основа эффективной работы с беспокойными пассажирами, Бодрова Н.Д.
    


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
Профилактические работы

День Интернета в России

Видео - материалы

Где можно выучиться на бортпроводника?

Наши самолеты


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть