Статьи :: Авиапсихология ::

Индивидуальные различия психодинамических особенностей у различных групп летного состава гражданской авиации, Зиньковская С.M.

Тезисы докладов научно-практической конференции Человеческий фактор в условиях перехода авиакомпании к управлению безопасностью полетов, Под редакцией доктора медицинских наук, профессора В.В. Козлова, Москва - Шереметьево


    Индивидуальные различия психодинамических особенностей у различных групп летного состава гражданской авиации.

    Зиньковская С.M., доцент Уральского учебно-тренировочного центра ГА, доктор психологических наук,

   

Увеличить takeoff2007.jpg (55кб)

    фото: Взлет 2007

    В статье рассматривается статистическая оценка средних показателей индивидуально-психологических особенностей у летчиков гражданской авиации. Исследование проводилось на базе Уральского учебно-тренировочного центра ГА и авиакомпании «Уральские авиалинии». В нем принимали участие 250 человек (пилоты, штурманы, бортинженеры). С помощью вопросника диагностировались свойства темперамента, исходя их функционально-компонентной его модели (А.И. Крупнов). Именно они в своеобразном сочетании будут определять особенности профессиональной деятельности летного состава. Деление групп производилось на основе уровня выраженности успешности в профессиональной деятельности. Сравнительный анализ индивидуально-психологических характеристик личности в зависимости от уровня выраженности успешности опирается на статистическую значимость различий в выраженности различных компонентов личностной и профессиональной активности летного состава, выявленные с помощью t-критерия Стьюдента.

    Рассматривались следующие показатели экспертной и самооценки личностной и профессиональной активности летного состава: профессиональная компетенция и отношение к работе. В профессиональную компетенцию входили такие показатели как: профессиональные знания и навыки, т.е. информация, которой должен владеть работник, чтобы успешно выполнять свою работу, опыт работы (практические знания и навыки), теоретическая подготовка и допуск к полетам, т. е. наличие соответствующего метеорологического минимума (или категории ИКАО). В компетенцию отношения к работе включались следующие показатели: дисциплинированность (соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил ношения форменной одежды, четкое и своевременное исполнение требований непосредственного руководителя), принятие решений (умение разбираться в ситуации и принимать оптимальные решения), сотрудничество с членами коллектива (отношения с коллегами), ответственность (т.е. добросовестное и качественное выполнение должностных обязанностей) и качество работы (соблюдение технологической дисциплины при выполнении полетов). Полученные данные свидетельствуют о том, что статистически достоверные различия в группах высоко- (ВП) и хорошо профессиональных (ХП) членов летных экипажей обнаруживаются в показателях интеллектуальной ригидности в сфере общей активности темперамента и застревающей акцентуации характера (р=0,01), импульсивности в регуляторно-динамическом компоненте темперамента и эгоцентрической направленности в межличностных отношениях (р=0,05).

    Пятипроцентного уровня значимости достигает также показатель циклотимической акцентуации характера. На уровне тенденции различаются показатели инициативности (регуляторная интернальность), ригидности в коммуникативной сфере темперамента, критичность в межличностных отношениях с окружающими. Что касается других переменных, то по ним не обнаружилось значимых различий. Эти данные свидетельствуют о том, что, с одной стороны, обнаруживается общность в обеих группах летного состава в проявлениях личностной активности в профессиональной деятельности, с другой стороны - имеются и достоверные различия.

    Низко профессиональной группы летчиков не выделилось, поскольку выборка представителей данной профессии очень специфична, эти люди проходят специальный психологический отбор.

    Психологический смысл полученных различий сводится к тому, что у высокопрофессиональной (ВП) группы летного состава более выражены свойства интеллектуальной ригидности (ХП - 16,8, ВП - 20,9), импульсивности (ХП - 7,6, ВП - 11,2), регуляторной интернальности (ХП - 29,1, ВП - 31,8) в инициативных проявлениях, более выражено застревание (ХП - 8,0, ВП - 10,8) и циклотимия (ХП - 11,0, ВП - 12,6) в характере, эгоцентричность (ХП - 5,2, ВП -5,9) и критичность (ХП - 3,1, ВП - 4,1) в межличностных отношениях. Они адекватно оценивают свою деятельность в профессиональном плане.

    Мы рассмотрим различия у высоко профессиональных и хорошо профессиональных групп летного состава на психодинамическом уровне структуры человеческого фактора последовательно. Результаты статистической обработки психодинамических особенностей личности представлены в таблице 1.

    Как видно из таблицы, выделилось три значимых различия в показателях активационно-эргического и регуляторно-селективного компонентов темперамента. Показатели эмоционально-аффективного компонента оказались статистически незначимыми.

    Ригидность в сфере общения может проявляться в использовании стандартной фразеологии в процессе радиообмена или коммуникации в кабине воздушного судна, или в психологической особенности наших летчиков летать относительно постоянным составом экипажа, когда привыкаешь к индивидуальному стилю деятельности того или иного члена экипажа. Коммуникативная ригидность у высоко профессиональной группы чуть выше, что может проявляться в их большей дисциплинированности в ведении радиообмена и меньшим числом психологических ошибок коммуникативного характера (напр., подача команды не полностью, сокращенно, или замена речевой команды жестом и др.).

    Таблица 1

    Статистическая оценка средних показателей свойств темперамента у различных групп летчиков гражданской авиации

   

Увеличить zinkov1.gif (75кб)

    Примечание: здесь нули и запятые опущены, значимые показатели выделены жирным шрифтом.

    Итак, у высоко профессиональных летчиков на динамическом уровне природная предпосылка ригидности в коммуникативной и интеллектуальной сферах определяет такие профессиональные черты как обладание высокими профессиональными знаниями (а они должны быть в разных областях: метеорология, иностранный язык, аэродинамика, человеческий фактор и т.д.) и навыками (напр., пилотирования и др.). При этом теоретические знания и практические навыки у них выше, чем у хорошо профессиональных. Ригидность (или шаблонность, стереотипность мышления) может быть связана с традиционными привычными действиями летчика, выполнением строго алгоритмизируемых процедур и решением интеллектуальных задач, прописанных в большинстве случаев в руководящих документах. Выполнение определенных интеллектуальных задач в процессе профессионализации становится привычным. Данные профессиональные черты определяет и такое свойство как импульсивность в саморегуляции динамических особенностей, т.е. тех же психомоторных навыков. У высоко профессиональных летчиков психомоторные навыки отличаются высоким качеством, точностью и непроизвольностью выполнения, что экономит летчику время на принятие решения в сложной, нестандартной ситуации или в ситуации неопределенности.

    Таким образом, мы рассмотрели индивидуальные различия психодинамических особенностей у различных групп летного состава гражданской авиации.



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий

 Статьи 
АПРИОРНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ ЛЕТЧИКА НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ПОЛЕТАМ

Методика качественной оценки характеристик устойчивости, управляемости cистем автоматического управления полетом

СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖЕЙ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
    

ПРОГНОЗ АВИАЦИОННЫХ СОБЫТИЙ НА ОСНОВЕ ИМЕЮЩИХСЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Пермский областной авиаспортклуб РОСТО
    


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
 Форум 
С наступающими праздниками!

Миф о беспилотной гражданской авиации

Профилактические работы

Добавлена новая опция модерирования - Доступ

Человеческий фактор против ИИ


 Ваш выбор 
Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки


10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей


 Архив сайта 
Просмотреть